Паэт: принять заключенных невозможно

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В сентябре 2009 года министр иностранных дел ЭР Урмас Паэт сообщил госсекретарю США Хиллари Клинтон, что Эстония работает над тем, чтобы удовлетворить просьбу Соединенных Штатов Америки относительно приема узников Гуантанамо.
В сентябре 2009 года министр иностранных дел ЭР Урмас Паэт сообщил госсекретарю США Хиллари Клинтон, что Эстония работает над тем, чтобы удовлетворить просьбу Соединенных Штатов Америки относительно приема узников Гуантанамо. Фото: Райго Паюла

Как выяснилось из доклада посольства США в Эстонии, летом 2009 года особый посол Америки передал министру иностранных дел Эстонии Урмасу Паэту папки с делами трех заключенных, прием которых США попросили взвесить эстонское правительство.

Паэт же неоднократно заявлял, что конкретных ходатайств о переводе заключенных в Эстонию от США не поступало.
По имеющимся данным, впервые США поинтересовались у Министерства иностранных дел Эстонии о возможном приеме заключенных Гуантанамо в марте 2007
года.

«Тема находится в производстве вице-канцлера МИДа по юридическим вопросам, который серьезно занимается обсуждением нашего ходатайства», — передало эстонское посольство в соответствующем докладе.

В то же время там записано, что поддержка МИДа Эстонии приему заключенных зависит от степени опасности конкретного заключенного и от того, насколько активно тот участвовал в терроризме. Согласие соответственной эстонской межведомственной комиссии тоже не будет автоматическим, отмечается в донесении.

Как выяснилось из отчета о встрече служащего посольства с завотделом эстонского МИДа Юри Кахном, в октябре 2008 года Эстония отказалась принять одного палестинского заключенного.

«Кахн сообщил, что, проконсультировавшись с Департаментом гражданства и миграции, правительство Эстонии посчитало невозможным принять палестинского заключенного из Гуантанамо Бей.

По словам Кахна, этот человек не подходит для предоставления ему убежища или статуса беженца, и таким образом его принятие не соответствует нынешнему законодательству Эстонии».

Особый посол США
Летом 2009 года ожидания американских дипломатов на предмет привоза сюда гуантанамских узников были весьма высоки. В конце июля в Таллинн с тайным визитом прибыл особый посол США по вопросу закрытия тюремного лагеря, посол Даниэл Фрид — человек, который в 2007 году после «бронзовой ночи» горой стоял за интересы Эстонии.

Однако публичных сообщений о том визите и встрече не было, поэтому эстонская пресса до сих пор ничего не знала о ней.

Подробный доклад об этом, переданный посольством США 3 августа 2009 года, был озаглавлен так: «Эстония очевидно примет заключенного(ых) Гуантанамо».

Министр иностранных дел Урмас Паэт позднее неоднократно говорил, что ходатайства США о приеме конкретных заключенных не было, и в связи с этим эстонскому правительству нечего было обсуждать в связи с этим вопросом.

Это заявление не совсем совпадает с тем, что записано в докладе посольства США. «Во время встречи с министром иностранных дел Урмасом Паэтом 29 июля в Таллинне особый посол по вопросу закрытия Гуантанамо, посол Дэниэл Фрид подал правительству Эстонии ходатайство на предмет рассмотрения возможности приема содержащихся в Гуантанамо узников, которых США не могут передать в страну их происхождения, так как обеспокоены тем, как там с ними будут обращаться после передачи», — записано в документе.

Затем тема конкретизируется: «Во время встречи Фрид передал документы с делами трех заключенных, чтобы правительство Эстонии могло рассмотреть их и взвесить. Паэт сообщил, что Эстония хочет помочь и готова обсудить «прием конкретного лица или лиц», отмечается в докладе посольства США.

Официально или нет
Теперь Паэт говорит, что это ходатайство не было официальным. В прошлый четверг он заверил Postimees в том, что такое ходатайство могло последовать только после заверения Эстонии, что в принципе прием заключенного возможен.

«То, что произошло, было обычным дипломатическим общением и предварительной работой, — повторил он. — До официальных переговоров по поводу освобождающихся из Гуантанамо Эстония и США не дошли».

В то же время, председатель парламентской комиссии по иностранным делам Свен Миксер сказал Posti­mees, что ему неизвестен факт о передаче США Эстонии дел конкретных заключенных.

«Паэт говорил комиссии по иностранным делам, что Эстонии предлагалось принять заключенных, но Эстония не давала по этому поводу связывающих обещаний, — отметил Миксер. — Но о том, что были обращения с конкретными данными, комиссия по иностранным делам никогда не слышала».

В ходе встречи Паэт задал Фриду несколько вопросов. Речь шла о возможной ответственности Эстонии за то, чтобы заключенный оставался здесь, а также о том, каковы интересы США по отношению к заключенным после их переселения.

Согласно сообщению США, Паэт подчеркнул, что в случае с каждым заключенным приезд в Эстонию должно быть добровольным решением, и заявил, что Эстония не может принять лицо, чья национальная принадлежность может создать у нас политические проблемы.

«По этой причине Эстония не готова принять ни одного уйгура (уйгуры — коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. — Ред.)», — говорится в докладе США.

Согласно документам, эстонское правительство должно было принять решение на заседании 1 сентября 2009 года. «Перед этим правительство Эстонии собирается отправить в Гуантанамо делегацию, чтобы проинтервьюировать потенциальных переселенцев».

30 июля 2009 года Фрид встретился и с президентом Ильвесом, который сказал, что он говорил с Паэтом и правительство готово помочь США. Но при этом Ильвес предупредил, что в кабинете правительства этот вопрос еще не обсуждался.

Американские дипломаты несколько месяцев надеялись, что Эстония даст утвердительный ответ на ходатайство о переселении заключенных. В сообщении от 5 августа 2009 года, перед предстоящим визитом помощника госсекретаря США Филипа Гордона было написано, что правительство Эстонии обсуждает, может ли Эстония принять некоторых узников Гуантанамо.
«Министр иностранных дел Паэт взял на себя ведущую роль в этом вопросе и подал ходатайство, чтобы правительство США организовало эстонским чиновникам визит в Гуантанамо (в текущем месяце)». Тот факт, что эстонские чиновники действительно посетили тюремный лагерь, вице-канцлер МВД Эркки Коорт подтвердил еще в феврале прошлого года.
Вопрос не дошел
Во время встречи с помощником госсекретаря США Гордоном в августе
2009 года Паэт опять заверил, что правительство Эстонии решит вопрос о разрешении въезда гуантанамских заключенных в Эстонию в начале сентября.

 «Паэт вскользь отметил, что он продолжил в правительстве Эстонии обсуждение переселения гуантанамских заключенных, и что он говорил на эту тему с министром внутренних дел (Марко Померантсом. — Ред.)». Однако официально этот вопрос так и не дошел до заседания правительства.

17 сентября 2009 года Паэт встретился в Вашингтоне с госсекретарем США Хиллари Клинтон. Об этой встрече в МИД США имеется сообщение, в котором говорится: «Паэт заявил, что службы безопасности и МВД его страны работают во имя того, чтобы удовлетворить ходатайство США о переселении заключенных Гуантанамо».

Паэт же, говоря о той встрече, сообщает несколько иное. На вопрос Postimees о том, пообещал ли он Хиллари Клинтон принять одного заключенного в Эстонию, в феврале 2010 года в интервью глава МИДа сказал: «Нет, никаких обещаний мы никому не давали». На вопрос, был ли у него разговор на эту тему с Клинтон, Паэт ответил обобщенно: «Безусловно, было затронуто отношение Европейского Союза в том ключе, что ЕС тоже считает закрытие тюрьмы в Гуантанамо правильным».

В минувший четверг Паэт еще раз заверил Postimees, что Эстония никогда не обещала принять узников, и не могла бы этого сделать.

«Эстония пообещала США взвесить их принципиальное ходатайство, как его взвесили все государства, к которым США обратились по этому вопросу, — отметил он. — Эстония в принципе поддержала закрытие места заключения в Гуантанамо так же, как это поддержали другие страны-члены ЕС.

Однако в результате анализа, в сотрудничестве с МВД мы пришли к выводу, что принятие заключенных невозможно. Фраза из доклада говорит о том же, то есть, о проведении анализа».

Комментарий

Майкл К. Полт, посол США в Эстонии:

Между нашими правительствами были проведены консультации по поводу гуантанамских заключенных. Окончательное решение правительства ЭР состояло в том, что Эстония не может принять заключенных. Правительство США уважает решение Эстонии.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх