Ристо Киви: что изменится, если президентом США станет Дональд Трамп? (5)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тыква, изображающая кандидата в президенты, - Трампкин.
Тыква, изображающая кандидата в президенты, - Трампкин. Фото: SCANPIX

Следующим президентом США вероятно станет Хиллари Клинтон. Ее почти единодушно поддерживает политическая, экономическая и культурная элита США. Мейнстримные СМИ выставили ее соперника Дональда Трампа опасным клоуном, который в случае прихода к власти может устроить крупнейший скандал в мировой истории или всемирную катастрофу.

Добропорядочные американцы, в том числе многие традиционные сторонники республиканцев, железно решили голосовать за Клинтон. Главное, чтобы Трамп не получил власть. Клинтон также лидирует по всем опросам. Однако после принятого в пятницу решения ФБР вновь начать расследование в связи со скандалом вокруг электронной переписки Клинтон и ее соратников разница между рейтингами двух кандидатов стала уменьшаться.

То есть нельзя исключать, что в следующий вторник большинство американцев проголосует за Трампа. Что в этом случае произойдет?

Поначалу, без сомнения, возникнет всеобщее замешательство. Особенно среди элиты, для которой Трамп неприемлем. Многие его противники угрожали, например, если он придет к власти, переехать в Канаду. Некоторые, может быть, и переедут. Почти наверняка упадут биржи. Но как сильно и насколько надолго? Изменится ли что-либо, на самом деле, в США и в мире? Особенно в долгосрочной перспективе.

Для многих американцев и жителей других стран у не слишком симпатичной Хиллари Клинтон есть один плюс: она предсказуема. Как бывший министр иностранных дел и первая леди она - насквозь часть истеблишмента США. Если она придет к власти, все останется по-старому – business as usual. Можно прогнозировать, что по сравнению с Бараком Обамой внешняя политика Белого дома будет более мощной, поскольку Клинтон считается, скорее, ястребом, чем голубем. Однако едва ли Клинтон осмелится, к примеру, вступить в Сирии в настолько острый конфликт с Россией, который мог бы привести к Третьей мировой войне. Для этого она слишком осторожна (и умна). То есть внешнеполитический курс Вашингтона в общих чертах остался бы прежним. То же касается внутренней политики и экономики. Клинтон, конечно, обещала улучшить положение с трудовой занятостью и уделять больше внимания модернизации экономики, но ничего кардинально нового по сравнению с ее предшественником она сделать не сможет.

Может ли Трамп что-либо кардинально изменить или же он ограничится произведением фурора и замешательства? Во всяком случае, он это обещал. Со стороны программа Трампа кажется радикальной. Но, если проанализировать ее подробнее, большинство его предвыборных обещаний весьма противоречивы. Или же отражают традиционно консервативные, правые взгляды. Например, он обещал уменьшить налоговое бремя… в основном, для богатых. В этом нет ничего нового и интересного. И большинству избирателей Трампа это вряд ли понравится, поскольку его электорат состоит в основном из простых людей, а крупные корпорации и свербогачи, скорее, поддерживают Клинтон. Более жесткая иммиграционная политика – также старая тема для Америки, но реализовать ее сложно.

В области внешней политики Трамп обещал наладить отношения с Россией и президентом Владимиром Путиным лично. Его критики даже усматривают за этим коварные планы Кремля и его вмешательство в американские выборы. Само по себе улучшение отношений Вашингтона и Москвы – очень хорошая мысль, но опять же, насколько это осуществимо? Без сомнения, Путин и Трамп могут дружески похлопать друг друга по плечу, и уже это снизило бы градус напряженности между двумя сверхдержавами, но какие конкретные перемены мог бы внести Трамп во внешнюю политику, чтобы разногласия между Россией и США исчезли?

Трамп обещал сосредоточиться в Сирии на борьбе с “Исламским государством”, а не с президентом Башаром Асадом. Сама по себе разумная мысль – с моей точки зрения, ИГИЛ действительно более опасно, чем правительство Асада. Смена курса в Вашингтоне позволила бы уменьшить напряжение между Россией и США и, возможно, положить конец гражданской войне в Сирии, однако есть опасения, что противоречий между двумя крупнейшими странами это не снимет.

Историки с давних времен ломали голову над ролью личности в истории. Как бы сложились события, если бы Наполеон или Гитлер никогда не родились или погибли на поле боя еще молодыми? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. Несомненно, история пошла бы по другому пути, если бы Гитлера и Наполеона не было. Наполеон был гениальным полководцем, а Гитлер сумасшедшим. Но в каждой стране есть свои сумасшедшие и гениальные полководцы. Если бы их не было, появились бы другие похожие персонажи. Может быть, не настолько гениальные или сумасшедшие – и в этом случае история сложилась бы иначе – но взлет Гитлера и Наполеона был своего рода “историческим заказом”.

Каким мог бы быть “исторический заказ” для Трампа? Он обещал радикально реформировать США – или вернее провести контрреформацию. Основной предвыборный лозунг Трампа – To Make America Great Again – вернуть Америке уходящие времена былого величия. В первую очередь, для консервативно настроенного нижнего среднего класса, который составляет основную часть его электората и которые остались проигравшими в ходе глобализации. Поэтому их главным врагом – реальным или воображаемым – является либеральная глобалистская элита и та политика, которую она проводит. Причем наряду с экономической и внешней политикой важное место занимают вопросы культуры: права женщин, геев и других меньшинств. Как бы ни было с последними (американские либералы явно перебарщивают с политкорректностью и т.п.), но никаких серьезных предложений для улучшения ситуации Трамп не сделал (если не считать предложений по Сирии, которые в долгосрочной перспективе не уменьшат противоречий с Россией).

Если бы Трамп пришел к власти, за этим, вероятно, последовало бы то же, что летом последовало за Брекзитом: растерянность победителей. Трамп обещал, что придет к власти и это будет в пять раз мощнее Брекзита. Но есть опасения, что в этом случае он был бы в пять раз более напуган, чем лидеры кампании по выходу Великобритании из Евросоюза после своей победы. Он оказался бы лицом к лицу к огромным количеством реальных экономических и политических проблем. Его главной обязанностью стало бы отстаивание национальных интересов США. В противном случае он не возродил бы их могущество. А Трамп – не дурак и не предатель своего отечества. Он был бы вынужден считаться с геополитической и социально-экономической реальностью и заручиться поддержкой правительственного аппарата США. А также элиты.

То есть после некоторой растерянности и смутного времени ничего большего не случилось бы. С помощью хороших советчиков и помощников Дональд Трамп, возможно, действительно смог бы лучше отстаивать национальные интересы США, чем кандидат истеблишмента Клинтон. Но тогда он не смог бы больше разыгрывать роль яркого шоумена, и жизнь скучно шла бы своим чередом. Вероятно, “исторический заказ” Трампа – помочь выпустить пар недовольным слоям общества. В качестве президента или всего лишь кандидата в президенты. Нельзя исключать, что это сознательно продуманная игра.

Комментарии (5)
Copy
Наверх