Уберите психическую: как избавиться от сумасшедшей соседки (2)

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ужиться с нездоровыми соседями еще сложнее, чем со здоровыми.
Ужиться с нездоровыми соседями еще сложнее, чем со здоровыми. Фото: PhanterMedia/Scanpix

Жизнь в многоквартирном доме имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным, например, относится то, что если дома что-то случилось, а вы в отъезде или на работе, вам могут позвонить соседи. Опять же есть кому присмотреть за имуществом, котом или цветочками. Отрицательные заключаются в том же наличие людей за стенкой-сверху-снизу, которые могут докучать вам своими перфораторами, бегающими детьми и попойками и бурно реагировать на ваши дрели и музыкальные трели. Все советуют принимать во внимание правила общежития, искать компромиссы, договариваться и мириться, раз уж вы живете в многоэтажке, а не в собственном особняке на опушке леса. А что делать, если среди соседей имеется человек с особенностями психики и логичные и разумные доводы он совсем не понимает?

А потом она сошла с ума

В редакцию Rus.Postimees обратился мужчина с деликатной проблемой. Он живет в стандартной многоэтажке, имея соседкой сверху даму с явным расстройством: «В молодые годы она крепко выпивала и, так сказать, морально разлагалась, потом получила серьезную травму, вылечилась и начались наши нелогичные склоки».

Проблема заключается в том, что женщина пытается диктовать условия совместного проживания за гранью разумного: «Так она, засунув нам в почтовый ящик выписку из своей истории болезни, начала требовать, чтобы после 22.00 мы разговаривали только в маленькой комнате, но не вздумали болтать в гостиной или на кухне. Ей это якобы мешает уснуть, а она дама нездоровая и должна высыпаться. Потом она душила нас своей странной музыкой, заявив, что будет мстить нам за болтливость и жестокосердие. Дело дошло до прямых угроз спалить нашу квартиру. Конечно, и мы, и она вызывали полицию, но нам только посочувствовали, а ей погрозили пальчиком – что с нездоровой возьмешь?»

Он рассказывал и о других проделках нездоровой соседки, но поскольку побеседовать с противной стороной нам не удалось, оставим подробности за кадром и подумаем над общим вопросом: что делать с соседом, у которого не все дома, и договориться по-хорошему с ним не получается?

Полиция и социальные работники в помощь

Для начала мы обратились в Департамент полиции и погранохраны. Во время активных выяснений отношений именно стражи порядка первыми приезжают на вызов. Кроме того, к ним же придется обращаться, если буйный сосед выполнит свое обещание и подожжет дом.

Руководитель участковых полицейских Нарвского отделения полиции Елена Роос-Метсма говорит: «Если в такой ситуации соседи и квартирное товарищество не могут самостоятельно найти решение проблемы и, например, у человека нет родственников, близких, которые могли бы помочь в разрешении ситуации, следует обратиться в социальный отдел местного самоуправления. Социальные работники местного самоуправления достаточно компетентны, чтобы оценить ситуацию, в которой человек находится, они консультируют клиентов, нуждающихся в помощи, и могут предложить подходящее решение».

Например, объяснила Роос-Метсма, в зависимости от необходимости человеку может быть назначено опорное лицо (tugiisik), которое помогает справиться с решением проблем, улучшить качество жизни, помочь такому человеку связаться с другими учреждениями, например, медицинскими или реабилитационными: «Но если человек проявляет агрессию, нарушает общественный порядок или есть основание полагать, что поведение человека может быть опасно как для окружающих, так и для него самого, следует позвонить по номеру 112, после чего на место прибудут полицейские». Стражи порядка, кстати, могут организовать и быстрое оказание медицинской помощи.

Поскольку реальную и долгосрочную помощь в таких ситуациях может оказать социальная служба муниципалитета, с вопросом, что делать, если сосед «заболел», мы обратились в управу столичной части Пыхья-Таллинн. Советник по связям с общественностью Максим Рогальский ответил: «Трудно комментировать, не зная всех обстоятельств и нюансов конкретной проблемы. Но в целом можно посоветовать использовать все возможности для того, чтобы договориться, проявив при этом терпение и настойчивость. Это, конечно, нелегко. При этом к процессу примирения можно попробовать привлечь местного соцработника, который заодно проверит, есть ли основания считать, что человек представляет какую-либо опасность для себя или для окружающих».

И вот самое главное: «Если это так, то социальные службы могут инициировать процесс назначения опеки или помещения человека в специализированное медицинское учреждение. В конечном итоге это решение принимает суд. Конечно, основания для принятия решения об ограничении прав человека должны быть весьма и весьма вескими».

Кроме того, если ситуация совсем вышла из-под контроля, а буйный сосед не столько болен, сколько прикидывается, то законы предусматривают вариант его принудительного выселения из дома.

«Теоретически в суд могут обратиться и совладельцы жилья (дома), если один из соседей доставляет им серьезные неприятности. Они могут ходатайствовать об отчуждении квартиры», - сказал Рогальский.

А можно и выселить

Не теоретически, а практически! Процедуру этого процесса мы попросили описать руководителя юридического бюро Invictus Юри Асари: «Если не помогают ни разговоры, ни полиция, применимы и крайние меры. На основании статьи 14 Закона о квартирной собственности, если сосед  неоднократно  нарушает свои обязанности  по  отношению  к  другим собственникам квартир, и если они не считают   возможным  его  дальнейшее пребывание  в  доме, то можно потребовать отчуждения им своей квартирной собственности. Это требование может быть предъявлено в том случае, если собственник квартиры своей деятельностью создает существенные препятствия для пользования другими квартирными собственностями». 

Юрист уточнил, что решение относительно предъявления требования, принимают  собственники  квартир большинством голосов. Это решение может принять и общее собрание членов квартирного товарищества (решение Государственного суда по гражданскому делу нр. 3-2-1-83-04). На собрании должны быть представлены члены товарищества, которым принадлежит более половины  квартирных собственностей, и решение «за» должно приниматься большинством участников собрания (решения Государственного суда по гражданскому делу нр. 3-2-1-187-12).  «Принятым решением нужно дать время для добровольной продажи, и если человек за это время сам квартиру не продает, можно обратиться в суд с иском о принудительной продаже. На основании иска суд принимает решение о принудительной продаже и дает, в свою очередь еще какое-то время (не очень большой срок, в моей практике это было примерно 2-3 месяца), и если человек квартиру не продает, она продается через судебного исполнителя», - объяснил Асари.

Нужно помнить, что требовать принудительной продажи можно только в том случае, если с человеком невозможно проживать в одном доме. И он необязательно должен быть душевнобольным.

Юрист обратил особое внимание на следующее: «Поскольку данный вопрос касается нарушения конституционного права человека на собственность, суды очень взвешенно подходят к такого рода требованиям. Прежде всего, должны быть соблюдены процессуальные нормы, т.е. решение общего собрания должно быть правомочно и описанные в нем обстоятельства доказаны. Кроме этого решение должно быть доведено до сведения виновника. В качестве доказательств подойдут акты, составленные товариществом или Департаментом здоровья, фотографии, показания свидетелей, данные о вызове полиции, аварийных служб или спасателей.

«Обычно уже первые шаги по возбуждению производства принудительного отчуждения дают положительные результаты, - поделился опытом юрист. - Виновники (и его родственники) понимают, что дело серьезно и чревато последствиями. Если квартиру продаст судебный исполнитель, цена будет низкой, а затраты большими. За полученные деньги будет сложно купить что-то другое. Поэтому подобные споры часто завершаются компромиссами. Например, квартиру все-таки продают, виновника помещают в закрытое лечебное учреждение или забирают к себе родственники. Многое из того, что ранее игнорировалось – становится реальным и возможным. Хотя бы из-за увеличения финансовых рисков».

И последнее. Неважно, кто фактически проживает в квартире. Требование о принудительном отчуждении всегда предъявляется против ее собственника.

Комментарии (2)
Copy
Наверх