Глава "Русской школы в Эстонии": кто даст гарантию, что вектор поменяется?

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мстислав Русаков.
Мстислав Русаков. Фото: Sergei TROFIMOV/

О своем отношении к политике новой коалиции в сфере русскоязычного образования говорит глава НКО "Русская школа в Эстонии" юрист Мстислав Русаков.

Все познается в сравнении. Если вспомнить с чего начинало НКО «Русская школа Эстонии» в 2010 году, когда вопрос русских школ был почти под запретом и по сути все уже смирились с неизбежностью эстонизации, - это, конечно, большой прорыв. Собственно, я еще в этом году получал решения судов, в которых судьи совершенно спокойно заявляли, что курс на «реформу» был определен в 1993 году и им совершенно все равно, что кому-то это не нравится. Но вот проблема наконец-то поднята на правительственном уровне. И это, безусловно, хорошая новость. Значит, не зря были все эти митинги, пикеты, сбор 36 тысяч подписей, обращения в международные инстанции и их рекомендации для Эстонии, шельмование в отчетах ОП и проправительственных СМИ, увольнения с работы, возбуждение уголовных дел и тому подобное.

Но остальные новости уже не так хороши.

В пилотный проект попадают четыре русских гимназии, три в Таллинне и одна в Нарве. Что такое четыре русские гимназии, если только в одном Таллинне сейчас 16 гимназий? Кто попадет в этот список счастливых гимназий? Может быть, гимназии, которые не побоятся подать уже третьи и четвертые ходатайства о русском языке, невзирая на то, что это обычно влечет за собой проверки Минобра? Оно сразу начинает интересоваться деньгами, выделенными на эстонизацию конкретной гимназии, уровнем владения эстонским учителями и соответствием их занимаемой должности. Большинство школ предпочитают не будить лихо.

Кто здесь даст гарантию, что вектор поменяется? Новый министр образования - тоже личность несколько противоречивая. Ведь именно она в свое время начала «реформу». Перековалась ли она из Савлов в Павлы - или будет сводить на нет «пилотный проект» бюрократическими процедурами? Вопросов здесь, к сожалению, больше, чем ответов.

Цель «чтобы абитуриенты сдавали эстонский на С1» выглядит как ненаучная фантастика. Конечно, я как отец школьника был бы очень рад, если бы он и учился на русском, и при этом еще и гарантированно сдал С1 по окончании гимназии. Но я пока не представляю, как произойдет это чудо, если оно не случилось за 25 лет.

Сейчас государство требует уровень В2, для многих и это большая проблема. Ведь не все выпускники эстонских вузов способны сдать экзамен на С1. Не получится ли так, что гимназии станут готовить эстонских филологов, забывая про остальные предметы? Требование С1 кажется надуманным, хотя мы понимаем, что оно появилось, чтобы угодить ультранационалистическим партнерам по коалиции.

Наносит ли нынешняя система, 60 на 40, вред гимназистам в плане знаний по другим предметам? Ответ на этот вопрос очевиден.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх