Речь президента Эстонии в честь Дня независимости

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Михкель Марипуу

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес выступил с речью в честь празднования 93-й     годовщины Эстонской Республики на вечере 24 февраля 2011 года в театре «Эстония»
 

Дорогой народ Эстонии, дорогие друзья.
Как малочисленный народ мы непосредственно ощущаем свою незащищенность и ранимость. Любая потеря влечет за собой одновременно и личную, и общую боль.

Большие несчастья становятся испытаниями для нас — для людей, общества, государства. Особенно когда страдают дети. И особенно, если это испытание становится в ряд с прошлыми потрясшими нас трагедиями.

Я прошу всех в этом зале и в домах встать, чтобы почтить память погибших в Хаапсалу в воскре­сенье.

Спасибо.
Будучи искренними в своей боли, признавая важность и значение каждого человека на этой земле, мы ясно осознаем свой долг, особенно долг граждан маленького государства и народа.
Этот долг состоит в том, чтобы заботиться о своих близких и согражданах, относиться к ним с большей терпимостью, вниманием и уважением.

Об этом, а не о злободневной политике, я хотел бы вам сегодня сказать.
Сегодня, в день рождения Эстонского государства, поговорим о тебе, обо мне, о нашем соседе, о наших родственниках и сослуживцах.

Поговорим обо всех людях Эстонии, которых мы лично можем и не знать, но жизнь которых протекает рядом и в неразрывной связи с нами, подобно полоскам на нашей национальной одежде. Они текут вместе, одним полотном по осям нашей судьбы.

В этом году исполняется двадцать лет со дня восстановления независимости Эстонской Республики. Как правило, именно такой период считается длительностью одного поколения.

Все мы являемся первым поколением этой Эстонии, независимо от возраста и происхождения.
Когда мы смотрим на созданное нами, в нашем взгляде можно прочесть гордость строителя, критичность хозяина и нежную близорукость родителя.

Наши праправнуки, взглянув в прошлое на пару поколений назад, отметят, что Эстония на протяжении этих двадцати лет выполнила тогдашнюю основную цель нашего народа: сделать все, чтобы трагедия XX века не повторилась.

Ради этой цели делался выбор, работало правительство, прилагались усилия и даже приносились жертвы. Но это делалось целенаправленно и уверенно.

Наша цель была интегрироваться в Европу, быть связанными с нею. С той духовной Европой, о которой век назад мечтала «Молодая Эстония». Чтобы мы смело жили здесь, на нашей многострадальной родине.

Это немалое достижение для одного поколения. Того, чего достигла Эстония, удалось достичь не всем странам, освободившимся от тоталитарной и насильственной оккупации.

За это надо поблагодарить те правительства, у которых хватило смелости предпочесть решимость популярности.

Но прежде всего будущий историк отметил бы эстонский народ — тебя, твою супругу, родителей и детей, которые принимали и поддерживали все непростые решения, терпели лишения, выполняли свой долг.

Этот историк отметил бы народ, не поддавшийся популизму, не испугавшийся, не свернувший в сторону и не повернувший назад.
Мы завершили очередную главу истории Эстонии, главу, начавшуюся в 1991 году, когда мы вышли из тени.

Эту главу действительно можно считать завершенной. Или даже не главу, а целый том, эпос, одиссею под названием «Возвращение». Со знанием того, что наше завтра полно надежд.
Что же дальше? Куда идет Эстония теперь?

В каком направлении нам двигаться, если не надо непременно дистанцироваться от того, что было до этого?

Мы беспокоимся о том, что вдруг больше и нет цели. Мы даже заказываем опросы населения, чтобы узнать, что же это может быть.

Дорогие друзья, все вышесказанное понятно. Мы все понимаем, что задача следующего поколения не состоит только в прохождении очередного теста. Один лишь рост ВВП или заработной платы не может быть целью.

Конечно, каждому человеку необходимо обеспечить достойный уровень жизни. Благосостояние экономики государства важно. Но также важно и наше духовное благополучие. Незыблемость основных ценностей. Вера в хорошее будущее.

Нас больше не должен преследовать страх оккупации: страх того, выживем ли мы, наш язык и наша культура.

Мы справлялись. Справимся и в будущем.
Мы не наивны, народ знает и помнит, каков был тоталитарный режим. Что и как он делал, будь то седьмая или тридцать седьмая «мирная» весна. Эстонская культура, литература и исследования новейшей истории описали и раскрыли власть страха. Страх больше не должен властвовать над нами.

А когда страх перестает быть стимулом, значимой становится справедливость. Правила честной игры должны действовать для всех. В каждой сфере жизнедеятельнос­ти. В том числе на выборах и в проводимой партиями политике.

Чтобы не пользовались деньгами, принадлежащими не политикам или партиям, а народу и налогоплательщикам.

Чтобы ни обещания, ни заслуги не стали предметом торговли на родине или за рубежом, тайком и с нарушением закона, с банальным планом срыва демократических выборов. Или чтобы поставить под сомнение их легитимность.

Или, проще говоря, — для свободного народа важно, чтобы все было честно.
Лживые игры пробуждают все те старые страхи, для освобождения от которых все прилагали так много усилий.

Но должно быть ясно: народ не допустит, чтобы они вернулись.
Поэтому и важно, чтобы каждый из нас, каждый совершеннолетний гражданин Эстонии участ­вовал в формировании своего будущего и пришел на выборы.

Но выборы, дорогие слушатели и зрители, — это только одно средство формирования своего будущего в свободной стране. Это одна из многих возможностей, и далеко не единственная.

В последние пять лет меня больше всего удивляла и радовала та дея­тельность, которую граждане Эстонии способны сами, по своему свободному выбору осуществлять в обществах и объединениях. А также как отдельные лица, если они чувствуют, что у них есть свобода действий.

Свобода, жизнь в свободном государстве как раз и означают, прежде всего, что мы сами можем организовать свою жизнь, не дожидаясь на это разрешения сверху.

Такие организации, как Uue maailma selts, Ühtse Eesti Suurkogu театра NO99, «Сделаем!», Эстонский продовольственный банк, студенческие организации и корпорации, Красный Крест и скауты, Noorkotkad, Kodutütred и Кайтселийт, Caritas, Supilinna
selts, Фонд природы Эстонии.

И бесчисленное количество других организаций и объединений.
Они показывают, как мы можем каждый день делать свою жизнь лучше, влиять на общество, критиковать, помогать согражданам, улучшать окружающую нас среду.

Они формируют и укрепляют жизнь в Эстонии, соединяя, связывая нашу страну в единое целое. Каждый из них делает нас более самостоятельными и свободными, а нашу жизнь в Эстонии — лучше. Отсюда черпаются силы, чтобы справляться с безразличием и застоем, цинизмом и упрямством, с коверкающим душу равнодушием.

Эти достойные объединения одновременно доказывают, как много мы смогли сделать за эти двадцать лет. Что без высокого руководства, партий и лозунгов мы сами можем сделать свою жизнь и окружение такими, чтобы они пришлись нам по душе.

Конечно, наша жизнь здесь, в Эстонии, зависит и от нашего политического выбора. Но все больше она зависит от наших собственных повседневных решений, а не от президента, правительства, парламента, партий, министерских чиновников, городской или волостной власти.

Здесь у нас, о чем и записано в нашем Основном законе, высшим носителем власти является сам народ Эстонии. И не только в день выборов, что постоянно подчеркивает проходящая предвыборная кампания. А действительно каждый день.

Вариантов, по какому пути двигаться и какое найти применение своим умениям и интересам, много. Это не заботы освободившегося от оккупации. Это выбор полноценного взрослого европейца.

Знаю, что это звучит абстрактно, и все же: наш дальнейший путь может касаться не столько государст­венности и правительства, сколько нас самих и нашего выбора, наших решений.
Не хочу принижать роль правительства.

Правительство и самоуправления, как и прежде, должны обеспечивать, чтобы наши дороги были в порядке, наша жизнь была безопасной, а образование в Эстонии находилось на таком уровне, чтобы страна не опустела, а скорее, напротив, наполнилась.

Мы не должны мириться с тем положением, что врачебная помощь, хорошее образование и даже продукты питания доступны лишь в крупных центрах. Я убежден, что жить должно быть возможно повсюду в Эстонии.

Конечно, недостаточно только изменить границы волостей. Нам нужна комплексная реформа городов и волостей. Мы ведь это хорошо знаем. Может, знание все же перерастет в действие во времена следующего поколения.

Точно так же ни одно правительство не может обойти тему безработицы, как и тему недостаточных умений, нехватки рабочей силы.

Очень многие из тех проб­лем, которые двадцать лет назад казались нам неуместной роскошью, на сегодняшний день нас беспокоят. Вся Европа, и на самом деле почти весь мир, открыты для нас как для европейцев.

Свободные граждане поступают как свободные люди — едут учиться, работать и жить туда, куда влекут их умения, интересы или сердце.

Эстонцы оссвободились от крепостного права лишь семь поколений назад. На самом деле, этого времени свободы у нас было еще меньше, если вычесть все проведенные в тюрьме народов годы. Мы не хотим, чтобы это повторилось.

В привязанности к Эстонии не должно быть принуждения, страха или обязанности. Привлекательность Эстонии должна заключаться в другом.

Мы должны быть такой приятной и пригодной для проживания страной, чтобы те, кто здесь живет, хотели остаться; чтобы те, кто отсюда уехал, вернулись; и чтобы остальные, у кого есть умения и знания, интерес и любовь к нашей земле и к нашему народу, захотели приехать сюда.

Это не означает привлечения внешних инвестиций. И не означает каких-то более высоких зарплат и более низких налогов, чем в других странах. Нет, идея такой Эстонии заключается сов­сем в другом: быть такой страной, в которой мы сами хотели бы жить.

Я говорю о стране, в которой мы заботимся о ближнем, терпимы и признательны, не озлоб­лены и не завистливы.

О стране, где твои усилия — изучение эстонского языка и культуры, окончание школы, получение профессиональных навыков — справедливо вознаграждаются тем, что все дальнейшее зависит только от твоего собственного трудолюбия. А не от того, женщина ты или мужчина, из Насва ты или из Нарвы, были твои родители профессорами или рабочими.

О стране, где идущий утром в школу ребенок находит переход и знает, что водители его увидят. Где школа — это благодарный и вдохновляющий друг, а не арена выживания.

Я говорю о соседе, который заботится о том, чтобы живущий рядом пережил эту холодную зиму.
Я говорю о понимании того, что в наших социальных домах и больницах находятся наши люди. Что среди нас живут дети с недостатками, которым можно было бы помочь, уделить им свое время.

Знаю, все это звучит непривычно просто. Или даже до неловкости мягко. И все же задачи, возможности и потребности нашего следующего поколения нельзя описать цифрами, например, дефицита бюджета или объемов экспорта.

Эти цифры надо соблюдать так же, как каждый взрослый человек должен следить за своим здоровьем. Но это не цель жизни сама по себе.

И все же качество жизни как основной вопрос дальнейшего развития Эстонии для многих действительно мысль непривычная. Но я убежден, что на развитие Эстонии в дальнейшем больше всего будет влиять именно качество жизни, а не страхи прош­лого, объемы инвестиций или ставки налогов.

Только качество жизни привлечет сюда лучшие умы мира и превратит Эстонию в часть мировой экономики.
Мои беседы с переехавшими за границу эстонцами свидетельствуют о том, что не размер заработной платы определяет, возвращаться или нет. Да, следует признать, разница есть. Но сразу же и добавить, что эта разница, вероятно, ненадолго.

Скорее, отторжение вызывает здешняя закрытость. Мы так долго боролись за то, чтобы сохранить себя, что, наверное, в этом являемся лучшими в мире. Несмотря на века и власти, мы сохранили свой язык, свою культуру, сохранили себя.

И все это было понятной, необходимой и даже успешной позицией. Но это закрытая позиция.
В новой главе жизни нашей Эстонии нам нужна более ясная и открытая позиция. Мы существуем, и нам не требуется больше этого доказывать.

Открывшись немного больше для других наций, других стилей жизни, другой внешности, языков, мнений, мы во многом выиграем. Хотя бы потому, что лучше узнаем самих себя.

Открыв свою душу тем, кому трудно в этой жизни по причине нехватки денег, физических или душевных недостатков, мы повысим прежде всего качество своей жизни, и наша душа станет богаче.

Как иначе, если не как подтверждение своей неувереннос­ти, надо понимать слепую веру во всевозможные рейтинги, в которых Эстония соревнуется с другими странами.

Или имеющее место такое отношение, когда все, что делается здесь, у нас, приобретает значение, только если кто-то другой где-то в другом месте подтверждает это своей авторитетной оценкой.
По-человечески мне понятно желание искать за рубежом подтверждение тому, что мы действительно хорошие и достойные. Но здесь имеется и негативная сторона: мы не умеем признавать своих достойных и талантливых людей, не умеем их хвалить, пока они не получат признания за пределами Эстонии.

Давайте изменим такое отношение на протяжении жизни следующего поколения. Это в наших силах. Мы не должны избирать злых людей в парламент, мы не должны читать порочащие комментарии, тем более сами их анонимно писать.

Качество жизни не создает правительство, его не может своим постановлением утвердить парламент или провозгласить президент. Это делает сам народ.

Поскольку наша самооценка настолько зависит от того, что о нас думают в мире, то мы можем не заметить иногда небольшого, иногда мощного, а иногда и драматического изменения мира.
Мы все больше слышим, часто с озабоченностью, что Эстония, а если шире, вся Центральная и Восточная Европа больше не находятся в центре международной жизни.

Для некоторых это знак того, что о нас как будто больше не заботятся. Что мы брошены на произвол судьбы, и поэтому уродливое прошлое может повториться.
Мне это кажется, скорее, подтверждением того, что мировые проблемы сосредоточены в других местах. Что их разрешение теперь отдано также и в наши руки.

В течение следующих двадцати лет наша принадлежность к Европе будет становиться все важнее. Баланс последнего столетия в мире меняется.

Китай поднимается усиленными темпами, в результате чего наиболее крупные страны Евросоюза, взятые в отдельности, становятся лишь средними или малыми странами.

Каждому мыслящему эстонцу должно быть ясно, что в этом новом балансе наши возможнос­ти таятся, прежде всего, в глубокой интеграции.
События прошлого месяца в Северной Африке по своей глубине могут быть не менее судьбоносными, чем те, которые двадцать лет назад изменили все жизнеустройство Европы, сложившееся после Второй мировой войны.

Я не знаю, к чему это приведет. Изменение старого порядка не обязательно означает приход нового и лучшего времени. Мы знаем об откате назад, в том числе и здесь, в Европе.

Двадцать лет назад опасность видели и в нашем освобождении. Нас наставляли, нас предупреждали прямо и косвенно, что раскачивание лодки может вызвать нестабильность и, вместе с тем, представлять угрозу отношениям между государствами и авторитарным режимом.

Подумаем об этом, когда почувствуем утомление от демократии. Есть люди, целые народы и регионы, готовые умереть за то, чтобы свергнуть диктаторов, подарить своим детям свободу и достойную человека жизнь. Задумаемся об этом.

Смещение баланса и центра тяжести, проявление новых линий силы, которые мы замечаем повсюду в мире, происходит и в самой Европе. Те самые предубеждения в отношении Эстонии, с которыми мы сталкивались в прошедшие десятилетия, исчезли или исчезают благодаря нашему труду и достижениям.

Около десяти лет назад я набросал портрет Эстонии как северной страны, как цели, в направлении которой надо двигаться.

Сегодня мы уже можем признать: будь то ответственная финансовая или бюджетная политика, открытость в торговой политике и в управлении, низкий уровень коррупции, по крайней мере, на государственном уровне или наши решения в сфере инфотехнологии — Эстония действительно постепенно превращается в северную страну.

Мы ощущаем свою принадлежность именно к этой части Европы, о чем мы мечтали многие годы. Если мы будем продолжать действовать ответственно, то непременно достигнем этого.

Я воспользовался своей привилегией выступить на сегодняшнем торжестве по случаю годовщины Эстонского государства, осознавая особую ответственность за то, чтобы выразить именно то, что накопилось у меня в душе за последние четыре с половиной года.

Стараясь сформулировать то, чего я хотел бы видеть больше, чем было до сих пор, и для максимально большего числа людей, чем до сих пор, скажу так: мы должны доверять самим себе. Должны верить в своих сограждан.

Моя мечта на следующие двадцать лет — чтобы мы стали более заботливым и терпимым народом. Чтобы мы сочувствовали и проявляли заботу, не только когда нас потрясет какая-то беда.

Случившаяся в выходные дни трагедия в Хаапсалу и последовавшая реакция коснулись меня очень лично.

Несколько лет назад в качестве почетного патрона паралимпийского движения я помогал организовать благотворительные концерты в помощь детям с недостатками, собирать деньги и оборудование. Я проводил с ними свободное время, мы вместе ходили в походы.

Я не могу сказать, чтобы это были мероприятия, привлекшие много людей и внимание средств массовой информации.

Терпимость к более слабым должна проявляться в наших поступках до того, как произошла трагедия, а не после нее.

Мы связаны друг с другом как семьи, как родня, как народ. Все мы образуем нервную систему Эстонии. Любое событие, особенно трагическое событие, молниеносно достигает нас и отзывается болезненным ударом, прямой утратой.

Эта боль очищает и помогает ответить на вопрос — кто мы есть на самом деле.
Мы не черствые. Не бесчувственные. Не ожесточенные. И это вселяет в нас надежду.
Эстония еще не сформировалась. Слава Богу.

Этот процесс никогда не закончится. Эстония станет лучше и сильнее. Она станет более открытой и величественной, благодаря нашей общей любви и заботе.
Хорошего Дня независимос­ти всем нам! Да здравствует Эстония!
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх