Вячеслав Иванов: политическое дежавю

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: архив автора

И нет ничего нового под луной... Всенощные бдения Рийгикогу, столь горячо порицавшиеся Партией реформ в прошлом, отныне чаяниями той же партии восстановлены в правах доброй парламентской традиции, пишет журналист Вячеслав Иванов.

Хотя некоторая горчинка в этой истории все-таки присутствует. Центристы в свое время стали применять тактику затягивания на парламентских слушаниях после достаточно длительного периода попыток каким-то иным способом привлечь внимание к вносимым ими поправкам в законопроекты, поскольку все их предложения просто игнорировались. И лишь после многократных отказов коалиции прислушаться к их мнению центристы в виде жеста отчаяния пошли на то, чтобы длить заседания сутками напролет.

Как-то по-человечески обидно, что полтора десятилетия находившаяся у власти, многократно игравшая мускулами и надувавшая щеки Партия реформ впала в отчаяние после первой же – да и то достаточно условной – неудачи в роли оппозиции. И вдвойне обидно, что при этом она воспользовалась примитивным плагиатом. Все-таки «всенощные» по праву могут считаться ноу-хау центристов, а реформисты при их довольно приличном интеллектуальном потенциале могли бы придумать что-нибудь пооригинальнее...

Обидно, понятное дело, не за реформистов как таковых, а за самого себя, за то, что так долго считал их, пусть далеко не во всем соглашаясь, серьезной политической силой, способной решительно действовать даже в неблагоприятных для себя условиях – что называется, держать удар.

Яблочко от яблоньки...

У нынешней парламентской оппозиции вне стен замка Тоомпеа остается достаточно много влиятельных сторонников, для которых само слово «центрист» означает то же, что для ревностного христианина – черт с рогами. И тот факт, что сегодня именно центристы, пусть даже и без Сависаара, возглавили коалицию в Рийгикогу, только добавляет аргументов в пользу соображения, что для борьбы против них все средства хороши. Потому что яблочко от яблоньки недалеко падает!

И хотя «яблонька» в данном контексте – это один человек, а «яблочко» – это целая партия (к тому же самая многочисленная), поскольку именно этот человек создал эту партию, всё, к чему она, партия, имеет сегодня отношение, априори не заслуживает доверия.

Создается фон, на подсознательном уровне внушающий почтенной публике подозрения ко всему, что исходит от «птенцов гнезда Эдгарова» и их партнеров. Главное – выставить оппонентов в наиболее неприглядном свете. Вот, к примеру, высказался Евгений Осиновский о запрете продавать алкоголь по воскресеньям: дескать, слишком рискованная это идея, реализация которой может привести к росту потребления «левого» алкоголя. Возражать по существу – это же надо напрягаться, искать аргументы... Проще надо быть, и тогда люди к тебе потянутся.

В качестве иллюстрации к этому высказыванию министра здоровья и труда практически по всем порталам гуляет растиражированный в крупном формате пикантный снимок: Осиновский в компании с Юри Ратасом, припавшие к наполненным вином бокалам. И есть подпись мелким шрифтом: Ратас и Осиновский при подписании коалиционного договора. Но кто же этот мелкий шрифт читает?!

Смысл незатейлив: вступили социал-демократы в коалицию с центристами – и сами обрели подозрительные черты; держитесь от них подальше! Имиджмейкеры и прочие пиар-профи хорошо знают, что в подобных случаях якобы случайно подвернувшаяся картинка может оказать гораздо более сильное действие, чем многостраничные тексты.

Зато наш Ильвес – нарасхват!

Именно этим наречием определила пресса невиданный взлет популярности экс-президента Эстонской Республики на Западе. 8 декабря было объявлено, что наш Тоомас Хендрик стал членом Консультативного совета престижной Мюнхенской конференции по безопасности. Вместе с Ильвесом в этот совет вошли еще трое «бывших»: два министра иностранных дел (Польши и Великобритании), а также премьер-министр Катара. Тогда же стало известно, что Стэнфордский университет в США заключил с ним договор, по которому Ильвес с января приступает к работе в качестве приглашенного преподавателя.

Невольно вспоминаются, мягко говоря, не прибавляющие ему популярности в Эстонии мелкие шероховатости с возвратом европейских денег, которые были выделены Ильвесу на развитие его личного хутора в качестве туристического объекта. На этом фоне включение бывшего главы государства в престижные иностранные структуры странным образом напоминает присвоение Михаилу Горбачеву немецкой прессой почетного звания «Лучший немец года» в 1990 году, когда его авторитет в СССР неудержимо стремился к уровню плинтуса.

Правда, у бывшего президента Эстонской Республики по сравнению с бывшим президентом СССР есть преимущество: его одновременно «расхватывают» Германия и США. Вот интересно, если бы к этим предложениям прилагались эпитеты «лучший немец» и «лучший американец», какой из них предпочел бы Тоомас Хендрик Ильвес? Я теряюсь в догадках...

Комментарии
Copy
Наверх