Киви: почему убийство посла улучшит отношения России и Турции? (5)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Турецкие солдаты с гробом российского посла.
Турецкие солдаты с гробом российского посла. Фото: ADEM ALTAN/AFP/Scanpix

В понедельник полицейский Мевлют Мерт Алтынташ убил на выставке посла РФ Андрея Карлова. Первой реакцией в мире – наряду с возмущением и соболезнованием – стала тревога о том, не повлечет ли теракт за собой ухудшение отношений двух государств. Паникеры даже поговаривали о возможности войны, проводя параллели с убийством австро-венгерского наследника Франца-Фердинанда в 1914 году, которое повлекло за собой Первую мировую войну.

Убийство дипломата – грубейшее нарушение международного права, которое и в том случае, если за ним не стоят власти страны пребывания (это было бы беспрецедентным для нашего времени), осложняет отношения между странами, поскольку принимающая страна обязана защищать дипломатов. Если она не в состоянии этого сделать, есть основание для серьезных претензий. В данном случае их не последовало. Скорее, наоборот.

Президенты обеих стран - и Реджеп Тайип Эрдоган, и Владимир Путин - после телефонной беседы в один голос заявили, что речь идет о провокации, цель которой – провалить сирийский мирный процесс и улучшение отношений между государствами, а также заверили, что вместе найдут виновников теракта и сурово их покарают.

Таким образом, кто бы ни стоял за покушением на Карлова (вероятность того, что Алтынташ действовал в одиночку, эксперты не считают правдоподобной), он не достиг своей цели, если хотел поссорить Россию с Турцией.

Неизбежно возникает ощущение, что речь идет о крайней глупости или слепой ярости. Сразу после теракта турецкие власти принялись обвинять в теракте последователей Фетхуллаха Гюлена, находящегося в изгнании в США. Очевидно, обоснованно, поскольку Алтынташ был связан с гюленистами и в годы учебы, и позднее - во время его службы. После попытки госпереворота в июле, в которой Анкара также обвиняет гюленистов, он на несколько месяцев был отстранен от службы, но в ноябре восстановлен. Возможно, что за убийством стоит слепая ярость гюленистов, направленная на Эрдогана, применившего к ним масштабные репрессии, а также надежда свалить главу государства с помощью этого теракта.

Есть и другие теории, в том числе теории заговора. Подозревают США (в сотрудничестве с гюленистами или без них), курдов, «Исламское государство» и Израиль. Турецкие власти вместе с прибывшими в Анкару российскими коллегами занимаются расследованием случившегося, но мы можем никогда не узнать всех деталей преступления. В подобных случаях это обычная практика.

Во вторник в Москве состоялась ранее запланированная встреча министров иностранных дел и министров обороны Ирана, Турции и России. Можно предположить, что теракт в понедельник был призван ее предотвратить, но это не удалось. Анкара, Москва и Тегеран подтвердили намерение продолжить сотрудничество для достижения мира в Сирии. Однако разработка мирного плана займет время, а его реализация крайне затруднена, хотя последние события и дают некоторую надежду. Причина тому – именно сближение России и Турции, начавшееся в начале лета.

Улучшение отношений Анкары и Москвы и их совместные действия в Сирии, а в перспективе - и в других регионах, стали неожиданностью для экспертов. Эти отношения столетиями оставались напряженными и временами обострялись до состояния войны. Еще год назад, после того как турецкие военные сбили российский самолет, говорили о возможности новой войны. Ситуация накалилась, Москва ввела против Турции экономические санкции, однако ситуация стала быстро улучшаться после летней попытки госпереворота, хотя нормализация и началась чуть раньше. Причина этого заключается в том, что интересы двух стран частично совпадают.

Во-первых, Сирия. Когда пять лет назад там началась гражданская война, Москва и Анкара стали поддерживать противостоящие друг другу стороны. Россия с самого начала поддерживала президента Башара Асада. Турция – противостоящую ему “умеренную исламскую оппозицию”. Когда Россия напрямую вмешалась в войну, отношения Анкары и Москвы неизбежно стали ухудшаться. Этот процесс достиг кульминации прошлой осенью.

Однако с этого лета позиции Турции стали меняться. Она больше не требует безусловной отставки Асада и стала осторожнее предоставлять помощь оппозиции. На это есть две причины. Во-первых, Анкара поняла, что отстранение от власти Асада, которого поддерживают Иран и Россия, по сути невозможно. Во-вторых, и это важнее, наибольшую проблему для Турции представляют попытки курдов приобрести независимость.

И в Ираке, и в Сирии курды отвоевали себе независимые территории. Того же, или хотя бы масштабной автономии, хотят и курды, проживающие в Турции. Реализация их мечты угрожала бы существованию турецкого государства в его нынешней форме, для него это проблема безопасности номер один. США – союзник Турции по НАТО – поддерживали и иракских, и сирийских курдов. Это годами остается яблоком раздора для Анкары и Вашингтона. Москва тоже была дружелюбно настроена по отношению к курдам, но для России это тема третьестепенной важности. Россию интересует, чтобы Асад остался у власти, а она сохранила свои позиции на Ближнем Востоке. То есть фундаментальные интересы Москвы и Анкары в Сирии не противоречат друг другу. Договоренности возможны.

Во-вторых, отношения Турции с ее западными союзниками, как с США, так и с ЕС, постоянно ухудшались. Отношения с Европой испортились из-за беженцев и явного нежелания европейцев принимать Турцию в Евросоюз (другое дело, хочет ли этого теперь она сама). Кроме того, ЕС и США крайне критично относятся к внутренней политике Эрдогана. Очевидно, обоснованно, но отношения от этого в любом случае портятся. Кроме того, Вашингтон отказывается выдавать Анкаре Фетхуллаха Гюлена.

С Москвой у Турции таких проблем нет. Путин и Эрдоган неплохо ладят между собой, их роднит и авторитарный стиль управления, что облегчает сотрудничество. Естественно, что Анкара ищет новых союзников, а Россия годится для этого лучше всего.

С точки зрения Кремля, улучшение отношений с Анкарой - тоже весьма благоприятное развитие событий. Своего рода вбивание клина между сильной страной и остальным альянсом неизбежно усиливает позиции России в отношениях с НАТО, которые далеко не дружелюбны. Турция также контролирует проливы между Черным и Средиземным морем, крайне важные для России в геополитическом плане.

Уход Турции из лагеря противников Асада - также положительное развитие событий для Москвы. Если ей вместе с Турцией и Ираном удастся стабилизировать ситуацию в Сирии, это положительно повлияет на репутацию всех трех стран. Особенно на фоне того, что миротворческие проекты, которыми руководили США, безнадежно провалились.

Отношения между Турцией и Россией нельзя назвать полностью союзническими, скорее, речь идет о дружественном и ориентированном на сотрудничество нейтралитете. Однако общие интересы неизбежно заставят их действовать вместе. Убийство посла Андрея Карлова этого не изменит. Скорее, как уже было сказано, это вынудит их углубить сотрудничество, поскольку, кто бы ни стоял за покушением, он, очевидно, хотел внести напряжение в отношения двух стран. Причем весьма глупым способом, который привел к противоположному результату.

Комментарии (5)
Copy
Наверх