Право руля, лево руля... Меняем курс! (7)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрей Деменков
Андрей Деменков Фото: Из личного архива

Судя по всему, наступивший 2017 год для Эстонии станет периодом формирования тенденций, которые не приведут еще к резкому повороту, но обозначат новые направления экономического курса.

Перемен ждут уже давно. Вскоре после восстановления экономики, обрушившейся во время кризиса 2008-2009, темпы развития стали быстро замедляться и последние пару лет докатились до весьма скромного показателя всего 1% в год. На это повлияли как внешние, так и внутренние причины.

Во-первых, Эстония исчерпала ресурсы прежней модели развития, основанной на дешевой рабочей силе. Уже и от нас, как из стран Западной Европы, уходят производства, зависящие от стоимости труда, поскольку средняя зарплата перевалила за 1000 евро. Новые, более высокотехнологичные предприятия приходят на смену старым еще довольно робко. Долго руководившая страной Партия реформ вопреки своему названию закостенела и оказалась неспособна на обновление несколько устаревшего экономического курса.

Спрос на европейском рынке, куда направляется ⅔ эстонского экспорта,  до последнего времени был вял. Россия, целенаправленно переводящая внешнеторговые грузопотоки из зарубежных портов в строящиеся собственные, быстро сокращает транзит через Эстонию. Введенные в 2014 году международные экономические санкции в отношении России в наказание за аннексию Крыма и ответные антисанкции Москвы также негативно сказались на нашем экспорте, особенно продовольственном.

Заграница нам поможет

Тем не менее с лета прошлого года темпы роста промпроизводства заметно повысились, к концу года после полутора лет спада отрасль вновь набрала обороты. Нехватка рабочих рук привела к быстрому росту зарплат даже в условиях скромного экономического подъема, а это стимулирует внутреннее потребление. Энергично растет строительство, которое тянет за собой производство стройматериалов. Оживление спроса у наших североевропейских соседей, особенно в Швеции, вновь подстегивает промышленный экспорт, прежде всего радиоэлектроники и электротехники, продукции деревообработки. Уверенно растет число посещающих страну зарубежных туристов, конец года принес новые рекорды.

Все указывает на то, что внешний спрос в 2017-м хуже не станет и будет благоприятствовать наращиванию эстонского экспорта. К примеру, рост ВВП Швеции, нашего крупнейшего импортера, ожидается более 3%, еще выше, чем был в прошлом году. Двояким будет влияние относительно высоких цен на нефть. С одной стороны, подорожали импортируемые нефтепродукты и газ, что повышает расходы. С другой – растет рентабельность тесно связанной с ценами на углеводороды эстонской сланцевой отрасли, будущее которой вызывало тревогу в начале 2016-го при рекордно низких ценах.

От России же вряд ли стоит ожидать новых сюрпризов, к тому же, наши торговые отношения и так свелись к минимуму, экспорт в РФ уже упал втрое от своих былых значений. Скажется только продолжающееся снижение транзита российских грузов, но вряд ли оно будет более резким, нежели до сих пор.

Лево руля?

В прошлом году сменилась правящая коалиция, это главный внутренний фактор. Поскольку состоит новое руководство преимущественно из левых и популистов, экономическая политика также меняется. Заметно вырастут государственные расходы, которые будут компенсированы в основном ростом налоговой нагрузки. Правда, картина тут неоднозначная.

К примеру, отмена планировавшегося повышения налога с оборота на гостиничный бизнес – шаг разумный. В противном случае наши отели оказались бы в проигрыше по сравнению с конкурентами в соседних странах, где сохраняются низкие ставки НСО.

Но дальнейшее резкое повышение акциза на легкий алкоголь – грубейшая и глупейшая ошибка. В прошлом году производители пива и так пережили 15%-й скачок, который привел к падению продаж за первые 10 месяцев на 6% (по сидру и прочим слабоалкогольным напиткам и того круче – на 11%). Нетрудно догадаться, что в 2017 году спад на рынке продолжится. Причем он может оказаться еще сильнее, если часть иностранных туристов предпочтет совершать пивные туры в Латвию и Литву, где цены заметно ниже наших.

Эстоноземельцы приобретают там алкоголь все активнее, обогащая экономику соседей. Последний раз государству удавалось собрать алкогольный акциз в запланированном объеме в 2013 году. Нынешний год гарантированно будет отмечен ростом дыры, которую придется чем-то латать. Скорее всего, государство начнет активнее брать кредиты. Но об этом чуть позже.

Еще одно весьма сомнительное решение – резкое повышение акциза на природный газ, которое всполошило руководство Eesti Gaas и его крупных клиентов. Иностранные владельцы целлюлозного завода в Кунда Estonian Cell прямо заявили, что свернут в Эстонии свои инвестиции, если повышение акциза состоится. Да, министерства финансов и экономики и коммуникаций собираются весной представить план введения льготного налогообложения для энергозатратных производств. Но почему нельзя было сделать это сразу, не дожидаясь паники инвесторов?

Как бы там ни было, можно ожидать, что какая-то часть потребителей (особенно бытовых) откажется от газа в пользу другого источника энергии, более удобного, и цены на который более предсказуемы. Скорее всего, в пользу электричества. К счастью, его в Эстонии производится в избытке.  

Долг мечтой красен

Настораживает готовность нового руководства активно брать кредиты. Пока за этими заявлениями не стоит ничего конкретного, поэтому в нынешнем году вряд ли можно ожидать существенного роста госдолга. Но в более отдаленной перспективе мы можем стать свидетелями радикальной смены прежнего осторожного курса. Недобор резко повышаемых акцизов послужит хорошим оправданием для отказа от политики брать кредиты лишь в исключительных случаях. Сейчас займы стоят очень дешево, европейский Центробанк всячески стимулирует инвестиции в медленно развивающуюся экономику Евросоюза. Так что соблазн велик не только у левых.

Нынешняя правящая коалиция мало что предлагает для стимулирования экономического развития (разве что обещана внятная поддержка сельского хозяйства, но это лишь 4% ВВП). Инвестиции с помощью кредитов могут стать для нее хорошей палочкой-выручалочкой. Даже если бездарно проедать кредиты, как это делали греки, можно довольно долго обеспечивать внешними вливаниями неплохой экономический рост и обмануть самих себя иллюзией благополучия. То, что это не более чем пузырь, выяснится позже, когда он лопнет. И расхлебывать будут уже другие.

Я все же верю, что наши левые - одни из самых правых в Европе и греческого сценария не допустят, даже если очень долго продержатся у власти. Тем не менее и сравнительно невысокая долговая нагрузка в перспективе способна создать серьезные проблемы, когда (именно когда, а не если!) госкредиты существенно подорожают. Самое малое, чем мы будем расплачиваться в этой ситуации, – низкие темпы экономического роста, как у большинства «старых» стран ЕС, погрязших в долгах и уже не особенно понимающих, как от них избавиться. Но они хотя бы ползут на высоком уровне развития, многим шустрым конкурентам еще сравнительно долго бежать, чтобы догнать их. Мы же рискуем так и не догнать, обвесив себя долговыми гирями.

Комментарии (7)
Copy
Наверх