Эффективные реформы

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Маленькие пенсии увеличились быстро.

Две правые партии на Тоомпеа пытаются сейчас выработать платформу нового правительства и оформить свои предвыборные обещания в дальнейшую программу действий.

Как гласит народная мудрость — свою тень не перепрыгнешь. То же самое можно сказать и о консервативной бюджетной политике, однако между прыжками в высоту и прыжками с шестом все-таки есть определенная разница. Шестом для нашего правительства и, с некоторыми оговорками, для всей Эстонии в целом, являются, без сомнений, деньги вспомогательных фондов Евросоюза.

Именно поэтому мы взяли для сравнения бюджетные статьи расходов прошлого года и года вступления Эстонии в ЕС (2003). Какие же сферы деятельности оказались в приоритетном положении, а какие — в проигрышном?

Без страха ошибиться можно охарактеризовать ситуацию фразой вроде: «Пенсии — маленькие, а бюрократия цветет пышным цветом». Но выясняется, что общая картина заставляет сомневаться, удастся ли на этот раз обойтись только критикой чрезмерного бюрократизма и низких пенсий.

Экономический кризис означал, что расходы на социальную сферу росли несколько быстрее, чем бюджет в целом. Это вынуждает спросить, а как возможно финансировать дальнейший рост определенной части социальных расходов или даже новые проекты в этой области?

То обстоятельство, что средний размер пенсии по старости, в сравнении с 2003-м и прошлым годом, рос быстрее, чем размер средней заработной платы, можно списать на счет кризиса и принятых в связи с этим мер. Рост пенсий шагает по пятам роста зарплат.

В результате получилось так, что в позапрошлом году пенсии увеличились, а зарплаты были понижены. Работающим людям нет причин испытывать скрытое раздражение по отношению к старикам за то, что в период экономического роста средняя пенсия вновь начнет догонять рост зарплат. Точно так же и накопленные в Кассе страхования по безработице деньги, разумеется, больше расходуются в период наиболее высокой безработицы.

Сложность вопросов заключается, скорее, в том, возможно ли и каким образом сделать расходы социальной сферы более целесообразными и результативными. Единственный вариант ответа, что деньги следует брать из прочих статей расходов бюджета, будет означать давление и то, что часть соцрасходов из наших общих доходов вырастет еще больше. Значит, в других сферах придется потуже затянуть пояса.

При этом оправданной целью могла бы стать, например, задача повысить статус профессии учителя, да и полицейские со спасателями вряд ли довольны размером своих зарплат.

То, что расходы на управление государством росли медленнее, чем весь бюджет, заслуживает похвалы, но более медленный темп роста расходов на культуру вызывает, скорее, негодование.

Итак, мы имеем довольно много вопросов, на которые на Тоомпеа должны дать ответы. Эффективные реформы требуют не только широкого видения, но и смелости.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх