Второсортные люди, или Мексиканцы в Эстонии, кто они? (9)

, член Центристской партии
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вадим Криссан
Вадим Криссан Фото: личный архив

Мексиканцы в Эстонии - кто они? Я уверен, немало статей было написано про дискриминацию по национальному признаку и неравенству прав в нашей стране, но кем же мы являемся, живя в Эстонии, если мы не эстонцы? 

Предлагаю немного рассказать о так называемом втором сорте США - мексиканцах, которые являются второй по численности этнической группой в США - 32 миллиона из 325 млн. человек. Это около 10%, а в ряде юго-западных районов они абсолютно преобладают еще с колониальных времен.

Родным для большинства современных мексиканцев является испанский язык, вернее, его особый языковой вариант - мексиканский. В США они обычно двуязычны. Ничего не напоминает, если провести параллели между нашими странами? Живет в нашей стране четверть населения, которая также использует два языка - русский и эстонский. 

Теперь поговорим об отношении. К мексиканцам в США относятся настолько пренебрежительно, что проблема обсуждается на высшем уровне. Так, президент страны Фелипе Кальдерон на встрече в МИДе в конце 2007 года заявил, что «в Соединенных Штатах все чаще муссируется вопрос о том, что мигранты из Мексики представляют собой проблему экономического, социального характера и создают угрозу для безопасности населения страны».

Кальдерон отметил, что в отдельных случаях пренебрежение к мексиканцам перерастает в дискриминацию и даже ненависть на бытовом уровне. И это относится не только к почти 12 миллионам иммигрантов (около половины проживает на нелегальных основаниях), но переносится и на всех жителей 110-миллионной Мексики в целом.

Между США и Мексикой, которая считается достаточно проамериканским государством, отношения совсем не безоблачны. Мало того, мексиканский президент уверен, что они переживают наиболее трудный период за всю историю взаимоотношений между двумя странами. И снова некое сходство между нами - живущими здесь русскими, и живущими там мексиканцами.

Администрация Джорджа Буша-младшего не была склонна содействовать нормализации отношений, поскольку 26 сентября 2007 года президент США подписал Закон о возведении пресловутой стены на границе двух стран с бюджетом 1,2 млрд. долларов, чем глубоко оскорбил Кальдерона. И снова приходит на ум параллель с заявлениями эстонской действовавшей на тот момент власти о постройке «стены» на границе с Россией!

Давайте посмотрим на вопрос чисто экономически. Прожив в США более года с 2001 по 2002 год, я сразу понял, что на так называемой грязной работе трудятся исключительно мексиканцы. Да, именно в силу плохого знания языка, а некоторые - в силу слабого образования. Оплата труда, соответственно, ниже средней - отсюда и дискриминация, и рост уровня преступности. 

Теперь возьмем наших местных русских и посмотрим, кем и где работает большая их часть. Да, конечно, у нас более благоприятные условия оплаты труда, рост минимальной заработной платы и т.д. Но если смотреть по секторам, то видно, что строительный сектор в основном состоит из русскоговорящих рабочих и даже из приезжих молдаван и украинцев, а вот заказчики и менеджеры генеральных подрядов - исключительно эстонцы.

Медицинский сектор забит русскоговорящими медсестрами, но только единицы русскоговорящих врачей. А государственный сектор, включая разных чиновников, на 90% состоит из эстонцев. Почему? Потому что на государственном уровне требуется знание эстонского языка на категорию. Вы не поверите: на должность обслуживающего консультанта в бюро Кассы по безработицы на периферии, в Йыгева (реальная вакансия с официального сайта), требовалась категория С1!

Я получил комментарий по поводу вакансии от специалиста по персоналу в личной переписке по электронной почте, и специалист подтвердила, что требование категории С1 является обязательным и для простого консультанта. А я сдал экзамен на категорию В2, и это был непростой экзамен на знание языка. Но мне трудно представить, что кто-то пойдет сдавать на сложный уровень С1, чтобы стать консультантом в Кассе по безработице с зарплатой ниже средней по стране. Напрашивается вопрос - зачем завышаются языковые требования? 

Не для того ли, чтобы мы здесь чувствовали себя, как мексиканцы в США? Знали свое место и смотрели в стеклянный потолок. Да именно с этим и связан большой отток молодежи и специалистов за границу: они не хотят любоваться на стеклянный потолок. Они хотят участвовать в жизни своей страны, чтобы их принимали в  государстве, в котором они живут, а не просто быть просто налогоплательщиком, не имеющим шанса на достойную жизнь.

То есть, получив хорошее образование на русском языке, в Эстонии приходится идти на второсортную работу. Или да, бинго: отправляться на курсы эстонского языка и сдавать на категорию, необходимую для участия в конкурсах. Но только первое - это за свой счет и многим не по карману, а второе - знаю по личному опыту, что на многие хорошие вакансии выбирается кандидат определенной национальности.

То есть гарантий нет. Но есть ощущение второго сорта, когда живешь в нашей прекрасной стране. Государство фактически присвоило нам статус иммигрантов. Безусловно, многие русскоязычные жители Эстонии выучили эстонский язык и получили гражданство этой страны. Имеют хорошие условия для жизни, работают как в коммерческих учреждениях, так и в госсекторе. Но главный вопрос: кем они себя в этой стране ощущают?

В итоге это просто грустная история. И каждый день мы делаем выбор, кем нам быть - своими среди чужих или чужими среди своих. 

Комментарии (9)
Copy
Наверх