П.И. Филимонов: сделать из Нарвы парк «Рашаленд» (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
П.И. Филимонов.
П.И. Филимонов. Фото: Алар Мадиссон / архив автора

А вдруг однажды можно будет сделать из Нарвы парк «Рашаленд», продавать туристам билеты за большие деньги, обрядить нарвитян в косоворотки, выдать каждому по балалайке, и в отдельно взятом городе продлить продажу крепкого алкоголя до бесконечности, мечтает писатель П.И. Филимонов.

Писать про Нарву сложно, даже страшно слегка. Потому, прежде всего, что среди моих знакомых есть довольно много нарвитян - как «понаехавших» в Таллинн, так и тех, кто продолжает жить в приграничном городе, и уж они-то точно прочитают этот опус с пристрастием и выскажут мне потом в лицо всё относительно степени моей неправоты. И, формально, будут иметь на это полное право. Потому что я не претендую на знание нюансов, я бывал в Нарве, пусть и много раз, но исключительно наездами, самый долгий период моего пребывания в этом городе, наверное, составляет две ночи. То есть это такой беглый взгляд столичного жителя. Поверхностный и пристрастный. Субъективный. Но уж какой есть.

Нарва, конечно, отличается от любого другого города Эстонии из числа тех, где я был. С другой стороны, я толком не был ни в Йыхви, ни в Кохтла-Ярве, ни в Силламяэ, так что репрезентативной мою подборку назвать нельзя. Нарва отличается от столицы как чисто визуально, так и, конечно же, на слух.

Визуально Нарва напоминает, скорее, какой-нибудь из райцентров соседней Ленинградской области, что неудивительно и совсем неплохо, потому что архитектурное разнообразие  должно же быть, да и не виновата в этом ни Нарва, ни Эстония, ни даже Россия – просто после Второй мировой нужно было отстраивать фактически полностью разбомбленный город заново, и построили так, как тогда делали везде. Советский стандарт, что поделать. На слух отличие, конечно, еще более разительное. Единственный раз за все свои приезды я слышал в Нарве эстонскую речь в двух разных местах, и это были ресторан гостиницы «Ингер» и, естественно, Нарвский колледж Тартуского университета.

Но, в общем, это примерно и все различия. В остальном я не думаю, что Нарва как-то уж там радикально отличается от других городов Эстонии. Ментальностью? По-моему, обобщать ментальность на уровне целого города – довольно сомнительный подход. Люди – они везде разные, в Таллинне разные, и в Нарве разные. Кто-то из них и правда смотрит на Россию с придыханием и с ощущением падающей в рот небесной манны, но это вообще не зависит от географии его нахождения, как мне кажется.

Так что все эти двусторонние крики, как о том, что Нарва – не Эстония, так и о том, что нужно ее самым суровым образом обэстонивать и переселять туда всяческие министерства, фонды и лично штаб-квартиру партии IRL, не кажутся мне осмысленными. Насильственным путем ничего хорошего не получится, только несчастные чиновники пострадают от стресса, вызванного повседневным звучанием русской речи вокруг них. Что же касается призывов отказаться от этого города вообще, то у нас, видимо, так чертовски много городов, что одним больше или одним меньше не кажется этим призывающим критичным.

Живем мы, как известно, в условиях демократии, которая, согласно азбучным истинам, предполагает разнообразие вариантов во всем – будь то политические взгляды, религиозная принадлежность, половая ориентация или музыкальный вкус. Так почему же, спрашивается, все города Эстонии должны быть причесаны под одну гребенку? По-моему, это не просто хорошо, а даже где-то замечательно, что у нас есть Нарва на одном конце страны и Курессааре на другом. И не надо их смешивать, и пусть они остаются такими, какие они есть, каждый во всем своем своеобразии.

Чем богаче впечатлениями и эмоциями будет наша страна, тем лучше для нее во всех без исключения смыслах, как во внутриполитическом, так и во внешнетуристическом. В конце концов, можно ведь немножко и помечтать. Вот возьмет Россия, окончательно закуклится, обызвестится и закроет все входы-выходы, как во времена железного занавеса. Тогда можно будет сделать из Нарвы парк «Рашаленд», продавать туристам билеты за большие деньги, обрядить нарвитян в косоворотки, выдать каждому по балалайке, и в отдельно взятом городе продлить продажу крепкого алкоголя до бесконечности. Тогда наконец-то поймут власть имущие, что на самом деле Нарва – непаханое поле. Нужно только как-то правильно ее применить. И сделать это плавно, без резких движений. Ненасильственно.

А вообще Нарва – красивый и интересный город. И совершенно не страшный. Немножко вялый и ленивый, это да. Эстонский город, в котором говорят на русском языке. Не вижу вообще никакого противоречия.

Комментарии (3)
Copy
Наверх