Грязное белье недвижимости

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ключи от квартиры. Снимок иллюстративный.
Ключи от квартиры. Снимок иллюстративный. Фото: Scanpix/Postimees

Так сложились обстоятельства, что практически одновременно в редакцию обратились женщины из Нарвы и Таллинна. Повод для обращения был один и тот же: жалобы на маклеров в области недвижимости.

Обе женщины работают в сфере образования, а значит, люди грамотные и способные отвечать за свои слова. Те, на кого жалуются, тоже женщины и при этом маклеры с солидным стажем и неплохой репутацией. Но то, что произошло, напоминает дурной детектив по фабуле и мыльную оперу по накалу страстей.

Казалось, что квартирные мошенничества на территории Эстонии закончились лет десять назад, когда вынесли приговор «банде» Виктора Иванова. Но оказалось, что на этот раз речь идет не о том обмане, когда «черные маклеры» оставляют незадачливых клиентов и без денег, и без крыши над головой. Все и сложнее, и проще. И противнее.

Лазерная рулетка и подметные письма

Год назад Ирина К. (фамилию женщина просит не называть, но редакции она известна) решила продать квартиру. Ей посоветовали обратиться в фирму Elite. Маклеры приехали, сфотографировали интерьеры, обмерили стены лазерной рулеткой, причем квартира по их данным стала меньше – 43,3 квадратных метра против 44 по документам (эти цифры впоследствии окажутся важными), оценили имущество и выставили на продажу. Цену определили в 650 000 крон, но предупредили, что покупатели могут торговаться тысяч на двадцать.

Продавали квартиру целый год. Приходили люди, смотрели, но желающих так и не нашлось. Маклеры из Elite особой активности не проявляли. А тут подвернулась квартира, которую Ирина приобрела бы с радостью, если бы был покупатель на ее квартиру. Так женщина познакомилась с маклером Станиславом Каплуновым, которого подключила к продаже. Станислав посмотрел объект и тоже поставил рекламу на интернет-порталы недвижимости.

Тут, по словам Ирины, сразу зашевелились конкуренты. Но странно как-то зашевелились: назначали время просмотра, женщина мчалась домой, но буквально через минуту после назначенного времени ей звонили и давали отбой. Клиент, дескать, не пришел. Ирина попросила Elite убрать объявления, бюро недвижимости упорствовало. Опускаю подробности процесса переговоров, которые больше походили на детские пререкания: мы не снимем, пока второй маклер не сделает то же самое.

Ирина написала на портале недвижимости www.city24.ee о том, что снимает квартиру с продажи. После этого Elite опубликовали семь объявлений с фотографиями ее квартиры, на которых красовались крупные красные штампы MÜÜDUD. А теперь начинается самое интересное.

«Получаю неожиданный звонок на мобильный из неизвестной мне фирмы по продаже недвижимости: вы, дескать, вчера нам прислали фотографии и попросили поставить квартиру на продажу, – рассказывает Ирина К. – Но я ничего никому не посылала! Оказалось, что около десяти фирм выставили на продажу мою квартиру. Электронные письма были написаны от моего имени, указан точный адрес, мой телефон, цена была почти на 2000 евро ниже, чем я хотела получить за квартиру. Когда один из маклеров, которому я в очередной раз объяснила, что ничего не писала, переслал мне по указанному мною электронному адресу якобы мое письмо, то я увидела, что оно пришло от отправителя, адрес которого отличался от моего настоящего на одну букву. Кто-то создал новый почтовый ящик, добавив к моему имени еще одну букву «i», и рассылал мои данные! Фотографии были скопированы из объявлений Станислава. А площадь указана – 43,3 кв. м. Этим и выдала себя Elite Kinnisvara, ведь именно они намерили такое количество квадратов своей лазерной рулеткой!»

Ирина воспринимает этот инцидент как месть маклеров Elite, которым не дали заработать. И хотя квартиры она не лишилась, материально не пострадала, считает, что недостаток профессиональной этики сродни преступлению. «Меня возмутило не только, что они мстят, а что обнародуют мои данные. И коллег своих подставляют! И дали мой номер телефона. Меня к вечеру уже трясло, приходилось отбиваться от бюро недвижимости и доказывать, что я не нуждаюсь в их услугах, что у меня уже есть маклер, которому я доверяю. Станислав тоже обзвонил всех и объяснил, в чем дело».

Ирина даже боится одна находиться дома: мало ли у кого сейчас ее адрес и телефон! Неужели незамысловатый и житейски оправданный отказ продавать квартиру может вызвать такие действия? Маклер Станислав Каплунов сказал «ДД», что отзывы о фирме Elite неважные, многие клиенты жалуются на грубость и нетактичность маклеров из этого бюро. И если отследить IP-адрес, с которого велась рассылка фальшивых писем о продаже квартиры Ирины, то можно вычислить злоумышленника. И это, по мнению Каплунова, было бы доказательством даже для суда.

«Я воспринимаю случившееся как ущемление моих личных прав. Я работаю в детском саду и не имею права без разрешения дать телефон родителей одного ребенка родителям другого ребенка. А мой телефон, адрес и фотографии квартиры рассылали без моего ведома! Я собираюсь обратиться в полицию», – говорит Ирина К.

«Клиентка поступила по-свински»

Елена Хомик из бюро недвижимости Elite считает, что ее клиентка Ирина К. поступила просто по-свински, не сообщив ей о том, что нашла другого маклера. Что же касается электронных писем с придуманного адреса, то Елена уверена, что это дело рук... Станислава Каплунова, который, по ее мнению, хорошо известен в маклерских кругах как человек, вполне способный, как она выразилась, на «подставу».

Хомик говорит, что этот маклер способен спровоцировать конкурентов на конфликт с клиентом, может организовать ложный выезд на просмотр квартиры, представившись желающим ее посмотреть, что и было проделано в случае с квартирой Ирины.

Начинать разбирательство по второму кругу газете смысла не имеет – если дело не дойдет до суда или каких-либо органов контроля, то легче не будет ни Ирине, квартира которой так и не продана, а нервов попорчено много, ни маклерам, которые будут продолжать поливать грязью конкурентов.

Пресс-секретарь Пыхьяской префектуры полиции Александра Солнцева говорит, что, по всей видимости, владелица квартиры собирается опираться на статью 1571 Пенитенциарного кодекса (Незаконное обнародование личных данных деликатного характера). Но согласно Закону о защите личных данных, информация о месте жительства не носит деликатного характера. Личными данными деликатного характера считаются: политические взгляды, религиозные и философские убеждения; этническое происхождение и расовая принадлежность; данные о состоянии здоровья; генетическая информация; биометрическая информация; сведения о сексуальной жизни; данные о членстве в профсоюзе; информация о преступлении или о жертве преступления до окончания судебного разбирательства.


Тем не менее, написать заявление Ирине, по словам Солнцевой, все-таки стоит, но по другой статье – 1572 о незаконном использовании идентитета. Эта статья предусматривает наказание в виде штрафа или даже тюремного заключения сроком до трех лет за передачу персональных данных, позволяющих установить личность человека, без его согласия или использование этих данных с целью умышленно создать неверное впечатление о человеке или причинить ему ущерб.

«Не зная всех обстоятельств данного происшествия, трудно дать оценку, можно ли рассматривать действия фирмы как незаконное использование идентитета другого человека», - говорит пресс-секретарь полиции и рекомендует Ирине прийти на прием к стражам порядка.
 

«Нарвская Властилина»
Но в следующей истории, которая переносит нас в Нарву, столько грязи, что электронные письма от имени Ирины К. представляются детскими шалостями в песочнице...

В редакцию пришло письмо, в котором Марина Бондарь рассказала историю о маклере Тамаре Николаевой. Дело излагается так. Нарвитянка Бондарь решила купить двухкомнатную квартиру вместо своей однокомнатной. Ей приглянулась одна, цену на которую вдруг снизили. В офисе фирмы Peremaakler OÜ был заключен договор бронирования, и Марина внесла 600 евро предоплаты. Маклер заказала нотариальное время и на покупку, и на продажу квартиры Бондарь, а через пару дней вдруг позвонила и сообщила, что цена квартиры увеличивается и нужно срочно принести ей еще 1400 евро предоплаты, потому что есть другой покупатель, который предлагает купить недвижимость по первоначальной цене!

На это Марина пойти не могла. Цитирую письмо (стилистика, орфография и пунктуация автора сохранены): «Я пыталась убедить маклера, вразумить, взывала ее к честности, к совести, что деньги добытые обманом, не пойдут ей на пользу... Людям нужно за 2000 евро работать год на минемалке... И что нам российская “Властилина”, когда есть нарвская “Тамара”»...

По словам Марины, продавец многострадальной квартиры, которой маклер Тамара продолжала торговать за спиной Марины, – мать четверых детей и беременная пятым Людмила Б. (жалобщица указывает даже пол будущего младенца), не справившаяся с кредитом и лишенная банком крыши над головой. Так вот она, несчастная многодетная Людмила, получила на руки после всех махинаций маклера и выплаты долгов банку и квартирному товариществу всего 700 евро, а жадный маклер – целых 2000 евро!

Ютится Людмила с детишками где-то в Нарве на съемной квартире. Этот факт тоже возмутил Марину до глубины души. И хотя из письма ясно, что предоплату в размере 600 евро Марине вернули, и свою квартиру она продать не успела и, следовательно, на улице не осталась, женщина очень просила опубликовать ее письмо, в котором помимо прочего в подробностях описывала личную жизнь маклера и ее клиентки. К письму Марина приложила ксерокопии договора о бронировании и приходного ордера на 600 евро.

А был ли мальчик?

Фирма Peremaakler и, следовательно, сама Тамара Николаева уже шесть лет являются законным представителем в Ида-Вирумаа не кого-нибудь, а гиганта недвижимости ArcoVara, который абы с кем дел иметь не будет. Поэтому я связалась с Мартом Саа, членом правления Arco Vara Kinnisvarabüroo AS, который от имени редакции передал маклеру все претензии Марины.

Николаева в курсе этих претензий, так как Марина поделилась с нарвитянами своими горестями на интернет-форуме www.seti.ee еще в феврале, и город уже хорошо осведомлен о конфликте. И знает, что кошка стоимостью 1400 евро пробежала не только между клиентом и маклером, но и между учителем и матерью ученицы. Но об этом чуть позже.

«Все свои действия я согласовывала со своим клиентом и заказчиком Людмилой Б., так что о том, чтобы положить в карман 1400 евро, не было и речи, о чем Марине Бондарь хорошо известно. Владелец собственности – не раб и не крепостной, и никто и ничто не может заставить его предпринимать заведомо невыгодные для него операции с собственностью. Я действовала в интересах клиентки, для которой в ее ситуации, когда она лишается квартиры, дорого каждое лишнее евро. В случае покупки квартиры Мариной моя клиентка получила бы на руки не 700 евро, как пишет Марина, а около тысячи, зато при продаже другому покупателю, который платил больше, – более 2000», – рассказала Тамара Николаева.

Да, у Людмилы Б. был долг и банку, и квартирному товариществу, и маклер Тамара Николаева убеждена, что она поступила правильно, продав квартиру тому клиенту, кто заплатил больше. Но правильно ли поступила Марина Бондарь, которая, будучи учительницей физкультуры у дочери Тамары, со смаком и придыханием рассказывает совершенно посторонним людям, как живет семья ее ученицы? По словам Тамары, учительница физкультуры грозилась опозорить ее дочку, рассказав всем в школе, как обманывает честных людей ее мать, угрожала маклеру по телефону, третирует ребенка на своих уроках...

Редакция разыскала и продавца квартиры, Людмилу Б., которую, по версии Бондарь, маклер обобрала до нитки.

Наш телефонный диалог любопытен и очень показателен:
– Добрый день, Людмила. Скажите, пожалуйста, когда вам рожать пятого ребенка?
– ......(пауза, а потом смех) Мне 55 лет, у меня две взрослых дочери и внуки!
– Вы – та самая Людмила Б., которая продала в Нарве квартиру по адресу такому-то?
– Да, слава богу, продала, спасибо Тамаре Николаевой!
– Как так получилось, что вы наделали столько долгов?
– Взяла кредит на ремонт, поехала работать за границу, но не получилось... Отдавать стало не с чего. Хорошо, что Тамара успела продать ее выгодно и до аукциона.
– Вы считаете, что Тамара поступила правильно, подняв цену и отказав первому покупателю?
– Да, я считаю, что она действовала в моих интересах.
– Какой гонорар получила Тамара за сделку?
– 600 евро, как мы и договаривались.
– Где вы сейчас живете?
– В Силламяэ у дочки.

Вот так ложь про многодетную мать и результаты измерения стен лазерной рулеткой легли рядом в одну корзину с грязным бельем, которым люди не стесняются трясти перед незнакомыми им журналистами. А Тамара Николаева тоже собирается обращаться в суд.

Комментарий
Март Саа, генеральный директор Arco Vara:

Мы придерживаемся мнения, что незыблемым является только договор, заверенный нотариусом, чего не было сделано в случае с договором бронирования.

Заключив с продавцом маклерский договор на продажу недвижимости, маклер обязан действовать в интересах продавца, оставаясь честным и корректным и с другими клиентами. Продавец имеет полное право поднимать или понижать цену и даже предпочесть одного покупателя другому. В этом случае маклер получает от продавца новые распоряжения, которым обязан следовать.

Известны случаи, когда на один объект претендуют несколько потенциальных покупателей или квартиросъемщиков. Тогда в интересах продавца или арендодателя маклер выбирает того клиента, чье ценовое предложение выше. Конечно, такая ситуация неприятна клиенту, который предложил меньшую цену, но, по правилам, маклер учитывает желание продавца и фиксирует это в договоре.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх