Политолог: партиям, не работающим с русским избирателем, на выборах ничего не светит

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Политолог Рейн Тоомла.
Политолог Рейн Тоомла. Фото: TOOMAS HUIK/PM/SCANPIX BALTICS

Политолог Рейн Тоомла удивлен тем, что реформисты отказываются работать с русским избирателем: по мировоззрению реформисты и центристы столь близки, что вполне могут через пару лет создать коалицию.

С каким политическим багажом партии Эстонии подошли к местным выборам – и как они будут делить, если вообще будут, значительное число русских избирателей?

– Эстонская пресса всячески подчеркивает раздрай между двумя «лагерями» в Центристской партии, Eesti Päevaleht даже назвал ее драконом с двумя головами, когда писал об инциденте с Ольгой Ивановой, которая 9 мая дала интервью «Спутнику», что возмутило премьер-министра Юри Ратаса. То, что центристы по каким-то вопросам расходятся, как-то угрожает популярности этой партии – или наоборот?

– Сейчас точно не угрожает, но нет гарантий, что противоречия не обострятся. Следует все-таки уточнить, о каких лагерях мы говорим. Полгода или год назад можно было говорить о двух лагерях в том смысле, что в одном был Эдгар Сависаар, а в другом – Юри Ратас, Кадри Симсон, тот же Михаил Стальнухин. Теперь два лагеря вроде бы сохраняются, но по крайней мере с точки зрения журналистов становятся эстонским и русским лагерями. Действительно, видные русскоязычные центристы часто придерживаются иных точек зрения – парламентарий Ольга Иванова, европарламентарий Яна Тоом и так далее. Я думаю, что «лагерь» – не совсем точное слово, это скорее военная терминология, в то время как я бы говорил скорее об одном и другом крыле внутри партии – это более политологический подход.

Вопрос в том, что именно может отношения между крыльями осложнить, а что – наоборот. В разрезе местных выборов интереснее всего говорить о Таллинне, потому что в столице эстонских и русских избирателей почти поровну. А значит, что партия, которая победит на местных выборах в Таллинне, должна обещать что-то обеим половинам городского населения. Главное, чтобы эти обещания – одни для эстонцев, другие для русских – не вступили в противоречие. Если Центристская партия сумеет этого избежать, тогда никакой опасности для нее нет. Конкретнее об этом можно будет говорить, я думаю, в августе, за два месяца до выборов, когда основные обещания появятся в письменном виде.

Замечу, что этой проблемы нет в Курессааре. И, с другой стороны, ее нет также в Нарве. Таллинн здесь – самый важный объект. Если центристам удастся действовать так, как они действовали до сих пор, то есть более-менее едино, наличие двух крыльев в этой партии будет ее несомненным плюсом.

– Партия IRL неожиданно заняла очень мягкую позицию в отношении русскоязычного образования: как заявил член IRL Прийт Сибуль, детские сады на эстонский переводить не нужно точно, и вообще цель – знание эстонского, а не перевод образования на этот язык. Этот жест поможет партии понравиться русскому избирателю – или нет?

– Я не думаю, что мессидж «оставим всё как есть» может понравиться русскому избирателю. Вероятно, русскоязычное образование хочет все-таки большего русскоязычия, вопрос даже в том, довольны ли русские правилом «60 на 40» на гимназической ступени. Но тут козыри у Центристской партии: в момент создания коалиции прозвучала мысль о том, что, может быть, эти цифры и стоит пересмотреть. Этим центристы определенно завоевали симпатии русского избирателя.

Что до IRL, вряд ли эта партия заинтересована в русском избирателе в принципе. Точно так же, как в нем явно не заинтересована EKRE, да и, судя по всему, Партия реформ. Эти партии сознательно борются за эстонского избирателя, оставляя русские голоса центристам и немного - социал-демократам. И в то же самое время удивляются тому, что 80 процентов русских избирателей голосуют за центристов. Конечно, они будут голосовать за центристов, если вы не шевелитесь!

Я думаю, реформисты могли бы пошевелиться вполне – среди русских в Эстонии явно достаточно людей с либеральными воззрениями. Может, их доля меньше, чем среди эстонцев, но они есть. По крайней мере, были: десять лет назад, до этой несчастной «бронзовой ночи», опросы показывали, что около четверти русских поддерживали Партию реформ. Вдвое больше было за центристов, оставшаяся четверть приходилась на русские партии, соцдемов и еще Res Publica.

Но если не ставить цели привлечь русского избирателя, он к тебе и не придет. Для реформистов тут есть любопытный аспект. Четыре года назад они пошли на смелый, если не сказать безумный шаг – вообще не выставили кандидатов в городах Ида-Вирумаа. Повторят ли они этот шаг сегодня? Это пример того, как партия сознательно отказывается от русского электората. В Таллинне же партиям, которые работают только с эстонским – или только с русским – избирателем, на местных выборах ничего не светит.

– Как на ваш взгляд, реформисты правильно используют свое пребывание в оппозиции?

– Они учатся, скажем так. Когда партия в оппозиции, она должна понимать, что она может делать – и чего ей делать нельзя. Я вообще уверен в том, что Партия реформ и Центристская партия могли бы быть очень близкими союзниками. Обе партии – либеральные, одна чуть правее, другая чуть левее, обе сидят в одной и той же фракции в Европарламенте. И можно предположить, что уже после следующих парламентских выборов реформисты и центристы создадут коалицию. А это значит, что обе стороны должны это понимать – и не допускать слишком уж острых и откровенно бессмысленных нападок на потенциальных союзников.

Да, реформисты проиграли очень тяжелую битву, и их горечь в первые месяцы еще можно было понять. Но сейчас критика становится более конструктивной, хотя, например, Юрген Лиги не устает поносить центристов на чем свет стоит. Но это вряд ли имеет большое значение. Реформисты учатся – и наверняка смогут выработать такой подход, чтобы после следующих выборов вступить в коалицию с центристами. Раньше препятствием к этому был Сависаар, но теперь Сависаара нет, а этот договор или протокол о сотрудничестве с «Единой Россией» реформистам раньше особенно не мешал.

Комментарии
Copy
Наверх