Проблема глазами эстонца: любящие хрущевки москвичи организовали восстание (14)

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Жильцы многих попавших под угрозу сноса домов пришли на митинг в полном составе. Эти люди, живущие в 48-квартирном доме в Марфино – недалеко от Останкинской телебашни – приготовили куртки и лозунги с разными надписями. Одна из жильцов Инна Ехье сказала, что их квартал, состоящий их трех хрущевок, занимает три гектара земли рядом с ботаническим садов. На этот район бизнесмены от недвижимости давно положили свой глаз.
Жильцы многих попавших под угрозу сноса домов пришли на митинг в полном составе. Эти люди, живущие в 48-квартирном доме в Марфино – недалеко от Останкинской телебашни – приготовили куртки и лозунги с разными надписями. Одна из жильцов Инна Ехье сказала, что их квартал, состоящий их трех хрущевок, занимает три гектара земли рядом с ботаническим садов. На этот район бизнесмены от недвижимости давно положили свой глаз. Фото: Jaanus Piirsalu

В столице России вспыхнул масштабный протест против так называемого плана переселения жителей хрущевок, который касается как минимум миллиона человек. Но пока не ясно, перерастет ли это противостояние в политическую акцию. 

Вчера в акции против сноса жилых домов в центре Москвы приняли участие 20 000 – 30 000 человек. В отличие от политического протеста, организованного 26 марта Алексеем Навальным, на который власти не дали разрешения, эта акция была согласована. Митинг проходил и закончился спокойно, а к вечеру полиция задержала лишь некоторых единичных его участников. 

Митингующие на проспекте Сахарова. Вместо разрешенных 5000 человек, на акцию протеста вышло в четыре-пять раз больше желавших высказать свое мнение, в итоге милиции пришлось закрыть проход на проспект. / Яанус Пийрсалу
Митингующие на проспекте Сахарова. Вместо разрешенных 5000 человек, на акцию протеста вышло в четыре-пять раз больше желавших высказать свое мнение, в итоге милиции пришлось закрыть проход на проспект. / Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

«Меня не интересуют политические цели, меня интересует моя квартира, - сказал Postimees один из организаторов митинга, известный политолог, занимающийся региональными темами, Константин Калачов. – Я за компромиссы. Уже неоднократно было доказано, что в России бесполезно оказывать на власть силовое давление, поскольку результат оказывается противоположным. Может быть, цели удастся достичь через диалог».

Организаторы акции, прошедшей на ставшем знаменитом зимой 2011 и весной 2012 годов во время массовых митингов против фальсификации выборов проспекте Академика Сахарова, не позволили выступить ни одному активному оппозиционному политику, чтобы не превратить нынешний протест в политический. По мнению многих, это снизило бы влияние выражения протеста на московские и кремлевские власти. Прозвучавший на мероприятии призыв об отставке мэра Москвы, весьма влиятельного в России политика Сергея Собянина, участники акции восприняли весьма прохладно. 

По этому плакату можно четко понять, почему многие жители хрущевок боятся потерять свои квартиры: они не верят, что получат столь же ценное с точки зрения расположения жилье. / Яанус Пийрсалу
По этому плакату можно четко понять, почему многие жители хрущевок боятся потерять свои квартиры: они не верят, что получат столь же ценное с точки зрения расположения жилье. / Яанус Пийрсалу Фото: Jaanus Piirsalu

Занимающаяся бизнесом 43-летняя Инна Ехье, которая пришла отстаивать свой 48-квартирный дом с собственным сквером, расположенный недалеко от метро, что в плане престижности московской недвижимости делает это место весьма сладким, сказала, что она защищает свою частную собственность. Политические требования ее не интересуют: «Я впервые в жизни на митинге, другой возможности для защиты своего имущества я не вижу».

"Мы защищаем свое имущество, политика нас не интересует", - повторяли Postimees многие и многие участники митинга. «Я уверен, что у нас отнимают золото, нашу собственность нельзя забирать по решению, принятому в каком-то кабинете», - сказала 38-летняя Любовь Шарова, живущая в 57-летнем панельном доме. 

Живущая в 45-метровой квартире Любовь Шарова показывает, против чего выступают многие: как можно по конституции просто забрать у людей квартиры и дать им взамен что-то, чего они категорически не хотят. По нынешнему законопроекту, у человека даже не будет права обжаловать решение городских чиновников в суде.  / Яанус Прийсалу 
Живущая в 45-метровой квартире Любовь Шарова показывает, против чего выступают многие: как можно по конституции просто забрать у людей квартиры и дать им взамен что-то, чего они категорически не хотят. По нынешнему законопроекту, у человека даже не будет права обжаловать решение городских чиновников в суде.  / Яанус Прийсалу Фото: Jaanus Piirsalu

По словам социолога Дениса Волкова из независимой исследовательской организации Levada, основательно изучившей в Москве гражданское общество, в столице России хоть и виден рост гражданской активности, но перехода возникшей против реорганизации волны протеста к политическим требованиям он не предвидит.

«Сейчас не 2011-2012 годы, авторитет власти весьма велик, - сказал Волков газете „Ведомости“. – Большинство активистов не выступает против власти, они за диалог и за то, чтобы власти учитывали их интересы. Они не настроены оппозиционно».

Политолог Михаил Виноградов отметил, что протест против планов мэра Москвы Собянина заставил выразить свое мнение многих людей, которые раньше не  интересовались политикой: «Дальнейшее зависит от того, как долго эта активность продержится и от того, ждут ли люди изменений после выборов».

Мэр Собянин хочет войти в историю с не имеющим прецедента в мире планом переселения людей, который касается сноса панельных домов, построенных 50-60 лет назад - так называемых хрущевок - и переселения их жителей. Сносу подлежат целые кварталы, из-за чего под бульдозеры пойдут и вполне приличные дома.

По обнародованным в марте планам, мэрия Москвы хотела снести около 8000 хрущевок, где, по разным оценкам, проживает 1,5 миллиона человек, то есть чуть больше, чем во всей Эстонии. Позже планы сократили до 5000 домов, но и в них проживает 1,1 миллиона человек.

По данным различных опросов, большая часть жителей хрущевок все же поддерживают план переселения, но официально это выяснится тогда, когда жители домов ответят на вопрос, поддерживают ли они решение о том, что их дома будут внесены в список идущих под снос, а им предоставят новые квартиры.

Программа, которая официально называется улучшением жилищных условий предусматривает предоставление новых квартир всем жителям пятиэтажных хрущевок, но многие москвичи не верят властям и опасаются, что новые квартиры им дадут в огромных многоэтажках и слишком далеко от их нынешних, расположенных рядом с метро, домов. Площадь обычной московской хрущевки составляет 36-40 квадратных метров.

Когда в советское время в Москве строили хрущевки, из них возник многокилометровый пояс, который теперь оказался не на окраине, а посреди 12-миллионной столицы и с точки зрения рынка недвижимости представляет собой весьма сладкий кусок. Многие считают, что тут-то собака и зарыта: мэрия Москвы запланировала такой масштабный проект потому, что свободной земли для развития недвижимости в районе центра города не осталось. «Для строительного сектора этот план – настоящий Клондайк», - сказал организатор акции протеста Калачов.

По его словам, главная проблема всего плана заключается в том, что не учтено мнение людей, живущих в совершенно аварийных домах и действительно срочно нуждающихся в новых квартирах: «Дома, которые действительно разрушаются, не внесены в эту программу, при этом под снос пойдут многие совершенно нормальные кирпичные дома, единственная беда жителей которых - в том, что они живут рядом со станциями метро».

И стоимость проекта в масштабах России тоже невероятная. Если поначалу говорили  о нескольких десятках триллионов рублей, то теперь официально сообщено, что переселение обойдется в 3,5 триллиона рублей (56 миллиардов евро). Это, например, ровняется 40 бюджетам Волгоградской области, в которой проживает 2,5 миллиона человек. В то же время в программе не учтена, например, такая «мелочь»: а кто оплатит переезд людей?

Снос зданий и переселение людей обещают провести за невероятные для России сроки - 10-15 лет.

После возникшего протеста, мэр Москвы Собянин начал отступать от первоначального плана с жесткими для жителей хрущевок условиями. Он пообещал предоставлять вместо квартир в хрущевках, находящихся в хорошем состоянии, квартиры такой же денежной ценности (сначала обещали квартиры с такими же бытовыми условиями), а собственники квартир смогут защищать свои права в суде.

В производстве российского парламента находится нужный для претворения в жизнь московского плана сноса домов законопроект, который в своем сегодняшнем варианте устанавливает беспрецедентные ограничения для жителей, чтобы облегчить снос хрущевок: у них нет права обжаловать решение суда, согласно которому город забирает у них квартиру и предоставляет вместо нее новую. Именно это обстоятельство вызывает самое большое недовольство.

Главным требованием вчерашнего митинга в Москве было остановить снос жилых домов до принятия соответствующего закона.

«Мы понимаем, что противостоим гигантской административной махине, в распоряжении которой все возможные денежные и политические средства, - сказала еще один организатор митинга, известный журналист Екатерина Винокурова. – Мы бросили вызов целому ряду финансовых и политических кланов, которые могут растереть нас в порошок вместе с нашими пятиэтажками, и никто даже не заметит».

Официально предложение снести хрущевки мэру Москвы сделал президент России Владимир Путин, который явно надеялся снискать эти шагом еще большую популярность. Но когда протест начал разрастаться, Путин неожиданно сообщил, что он не подпишет ничего, что нарушает право собственности людей.

«После того, как он сказал, что право на собственность нужно уважать, а с интересами людей необходимо считаться, свои очки Путин получил, - сказал политолог Калачов. – Теперь у меня, например, возникла четкая мотивация голосовать за него. Для Путина я сейчас не вижу никаких проблем, напротив, он опять может быть в роли главного арбитра. Все политические риски остаются на Собянине».

Московский жилой фонд составляет 234 миллиона квадратных метров. Для сравнения, по состоянию на 2012 год весь жилой фонд Эстонии составлял 40 миллионов квадратных метров. Согласно анализу, проведенному пять лет назад, 50 процентов жилого фонда Москвы находились в неудовлетворительном или аварийном состоянии (износ составлял 41 процент).

Комментарии (14)
Copy
Наверх