Кристен Михал: люди ждут стабильности

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Готовящийся вступить в должность министра юстиции Кристен Михал полагает, что не всех правонарушителей надо сажать в тюрьму, а заключение должно быть таким эффективным, чтобы вышедшие на свободу люди не хотели возвращаться за решетку.
Готовящийся вступить в должность министра юстиции Кристен Михал полагает, что не всех правонарушителей надо сажать в тюрьму, а заключение должно быть таким эффективным, чтобы вышедшие на свободу люди не хотели возвращаться за решетку. Фото: Пеэтер Ланговитс

Будущий министр юстиции Кристен Михал не разделяет желание своего предшественника Рейна Ланга разрешить водить автомобиль при наличии в крови 0,5 промилле алкоголя и обещает сделать все, чтобы люди не боялись государства.

У министра Ланга было стремление преобразовать правовое пространство на свой вкус, независимо от наличия или отсутствия острой необходимости. Каким будет ваш почерк?

Мой рабочий почерк проявился в том, как до сих пор велись дела Партии реформ, и, по-моему, получилось довольно неплохо.

Крупных реорганизаций или разрушений не предвидится?

Проблемы, конечно, есть. Но в 2011 году Эстония не является тем местом, где министру необходимо начинать с разрушений.

Подобно будущему министру Кену-Мартину Вахеру, вы не собираетесь становиться министром шкалы измерений? (Вахер лишился поста министра юстиции, когда стал известен его план установить шкалу измерения уровня коррупции. — Ред.)

Защита свобод и конституционных прав никуда не исчезнет. Я не соответствую ожиданиям тех, кто полагает, что всех людей следует посадить в тюрьму.

Правила подлежат исполнению всеми без исключений, но они должны быть такими, чтобы человек не боялся своего государства и не ощущал себя здесь дискомфортно. Но я позабочусь о том, чтобы серьезная борьба с коррупцией и организованной преступностью продолжалась.

С финансированием партий пока все было хорошо?

Я один из многих, кто ратовал в Рийгикогу за новый и более строгий закон о политических партиях, который вступит в силу 1 апреля.  Повседневная и экономическая деятельность партий является в Эстонии одной из наиболее успешно проверяемых сфер: пожертвования, отчеты, средства на предвыборную кампанию можно увидеть в Интернете, партии ежегодно проходят аудит.

Однако политики и чиновники иногда делают то, что противоречит правилам, то есть в фирмах друзей приобретаются какие-то услуги.

Это проблема, но она не затрагивает закон о партиях. В новом законе, например, есть пункт о том, что партии не могут освобождаться от обременительных обязательств, то есть какой-нибудь кредитор больше не сможет за­явить, что не хочет требовать возвращения задолженности.  

Каким еще образом в государстве может быть достигнута прозрачность?

Есть одна идея, подчеркиваю, идея, поскольку я не хочу занимать никаких твердых позиций до тех пор, пока не обсужу их с людьми внутри системы и не услышу их мнения. Идея заключается в том, что сделал в Европе Сийм Каллас, то есть формулирование системы лоббирования.

В интересах политической системы и демократии может быть важным осуществить картографирование интересов и деятельности по части лоббирования. Создание лобби надо сделать открытым,  ведь основные проблемы возникают из-за неосведомленности.

Следует обсудить, осуществима ли эта идея. Отстаивание своих интересов стало нормой. Пусть же этот вопрос будет ясным и освещенным, ведь цель должна состоять в укреплении политической репутации и создании ясных возможностей как для граждан, так и для предпринимателей, чтобы вести свои дела публично.

Министр Ланг полагал, что число заключенных следует сократить. А вы?

Система ножных браслетов сработала, то есть после досрочного освобождения человека можно наблюдать за его вхождением в общество. Я был членом тюремного попечительского совета и видел, что у многих т.н. карьерных осужденных был высок уровень рецидивов.

Тюремное заключение должно быть эффективным, после него люди должны возвращаться в общество, а не искать возможность вернуться за решетку. В этом отношении Эстония движется в сторону Европы.

У членов Партии реформ не возникло сомнений по поводу включения в состав правительства в качестве министра политика, которому однажды уже было выражено недоверие?

Это решение партии. Такие же вещи в том же самом правительстве повториться не могут. Все извлекли уроки. Кен-Марти Вахер был в рядах IRL фигурой нового поколения и потому даже лучше, что теперь он в правительстве.

Нельзя же бесконечно напоминать о старом. Например, о том, что будущий министр обороны был замешан в скандале с помповым ружьем.

В отношениях Марта Лаара и Вахера были явные проблемы с коммуникацией. Отрицание и блеф являются в политике самыми скверными вещами. Люди простят министру то, что он остается человеком, а вот ложь так легко не прощают, если прощают вообще.

Какова же граница ответственности министра?

У нас министры уходили в отставку по личным причинам, после пропажи средств из сферы ответственности, из-за пропажи вещей — причины разные. Министр должен делать свою работу настолько хорошо, насколько это возможно. Ведь в итоге он отвечает перед историей и  народом. Надо смотреть во времени чуть дальше, чем вечерние новости.  

Не противоречит ли конституции деятельность по осуществлению слежки?

Создана рабочая группа для рассмотрения этого вопроса. Я хотел бы заслушать ее выводы и рассмотреть тему комплексно. Обеспечение безопасности является частью демократии, а не наоборот.

Ланг не раз предлагал разрешить автомобилистам садиться за руль в состоянии легкого опьянения. Какова ваша точка зрения?

Я хоть и принадлежу к числу либералов, но не одобряю управление автомобилем в нетрезвом виде. Людям бывает трудно осознать, в какой ситуации они садятся за руль. Эта граница настолько индивидуальна и хрупка, что я бы на такой риск не пошел.

Председатель Госсуда Мярт Раск выступил с критикой того, что наше законотворчество отличалось излишней поспешностью и расплывчатостью. Вы согласны с этим?

Во времена кризисов дела действительно идут быстрее. Это вынужденная ситуация. Правительство делало то, что нужно, и достигнутое было исключительно убедительным. В более спокойные времена на Рийгикогу не держат особого зла, если вопрос обсуждается долго и создается меньше законов.

Есть ли у вас преемник на посту генсека Партии реформ?

Я вижу своим приемником Мартина Кукка, который проработал у нас три года, видел партию изнутри и снаружи и, несомненно, справится с  руководством организацией. В нем есть  необходимая искра. Но окончательное решение примет правление партии.

Правительство провело замену портфелей,  но в целом  продолжает действовать в том же духе. Вы не боитесь скуки или застоя?

Нет, смена министров создает совершенно новую ситуацию, и у этого состава достаточно своих устремлений. Люди ведь не ожидают от правительства сюрпризов, они ждут стабильности.

Однако не надо путать стабильность со стагнацией. Люди ждут, что смогут свободно действовать в своей стране, ходить на работу, водить детей в детский сад, ходить в школу.

Правительство не должно быть заметно на каждом шагу — помогать переходить через дорогу или пересчитывать на углу твои деньги, чтобы часть вернуть обратно.

3 МЫСЛИ

• Правила подлежат исполнению всеми без исключений, но они должны быть такими, чтобы человек не боялся своего государства и не ощущал себя здесь дискомфортно.      
• Я хоть и принадлежу к числу либералов, но не одобряю управление автомобилем в нетрезвом виде.
• Министр должен делать свою работу настолько хорошо, насколько это возможно. Ведь в итоге он отвечает перед историей и народом. 

Кристен Михал

Состоит в гражданском браке, имеет двух сыновей.
Образование: Таллиннская 17-я средняя школа, Esimene Stuudium, Таллиннский педагогический университет, факультет социальных наук, специальность административное управление (IV курс, не закончен);
2006-2009 — Академия Nord, специальность правоведение;
2009 — …Академия права Таллиннского университета, магистратура по специальности правоведение.
Опыт работы:
1996-1999 — советник фракции Партии реформ в Таллиннском горсобрании;
1999 — советник Партии реформ;
1999-2001 — советник фракции Партии реформ в Рийгикогу;
2001-2002 — советник министра Тойва Асмера;
2002 — советник премьер-министра Сийма Калласа;
2002-2003 — старейшина части города Кесклинна;
2003 — … генеральный секретарь Партии реформ;
2005-2006 — замещающий член Рийгикогу  Х созыва;
2007 — член Рийгикогу XI созыва, отказался от мандата ради работы генсеком Партии реформ.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх