Нынешняя миграция возрождает проблемы советских времен

Ханнели Руди
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Флаги Эстонской ССР и Эстонской Республики. Иллюстративное фото.
Флаги Эстонской ССР и Эстонской Республики. Иллюстративное фото. Фото: Peeter Kümmel / Sakala

Придерживавшаяся до сих пор весьма жесткой политики миграции Эстония, пойдя навстречу пожеланиям работодателей, снизила требования. Поскольку львиная доля тех, кто приезжает в страну, родом из бывшего Советского Союза, а эстонская система образования до сих пор остается двуязычной, вновь прибывшие не вливаются в эстонское общество, а продолжают жить в параллельном русскоязычном мире. 

«На сегодняшнюю миграцию влияют две противоборствующие силы», - сказал профессор Тартуского университета Тийт Таммару. С одной стороны, Эстония быстро окрепла, что привлекает сюда людей из России и с Украины. А, с другой, в обществе растет неравенство, и наши низкооплачиваемые работники уезжают на заработки за границу.

«Начиная со Второй мировой войны миграция в Европе была сосредоточена на работодателях и проходила под их руководством», - сказал Таммару. Царивший на континенте уклад мысли привел к серьезной проблеме интеграции. Мигрантам предлагают низкооплачиваемую работу, которую местные жители выполнять не хотят. В то же время, у людей с маленькими зарплатами оказывается меньший выбор при приобретении жилья, таким образом, возникают целые кварталы мигрантов. Дети ходят в школы, расположенные рядом с домом: «Так сегрегация растет и в школе».

Если первое поколение мигрантов счастливо, поскольку, сменив место жительства, они улучшили свою жизнь, то у их детей возникают проблемы, поскольку они сравниваются себя не с тем, как живут на их исторической родине, а с тем, как живут в стране, где они родились: «Это становится причиной многих проблем, о которых Европа говорит сегодня».

Миграционная политика США и Канады построена на системе пунктов, по которой оценивается способность к интеграции, а не профессиональные навыки: «Чем в более раннем возрасте вы приезжаете в страну, тем больше пунктов получаете. Молодые люди ходят в школу, у них появляются друзья, они выучивают язык». В обеих странах считают, что если человек молод и знает язык, он найдет и работу. В Европе такую же систему опробовала Дания, но отказалась от нее, поскольку многие мигранты все же не смогли найти себе рабочее место.

«Выбор не должен быть черно-белым», - уверен Таммару. В отчете, который будет представлен 1 июня, ученые сделали предложение принять в Эстонии к использованию модель, которая скомбинирована из европейской системы, основанной на работодателе, и Северо-Американской, отдающей предпочтение интеграции. Например, если в каком-то секторе экономики возникла крайняя необходимость в дополнительной рабочей силе, то имеющий нужные профессиональные знания мигрант получает дополнительный плюс-пункт.

«Если мы и дальше будем сконцентрированы на требованиях работодателей и не будем интересоваться, что станет с работником и его детьми через 50 лет, то цель – увеличить численность населения, не станет реалистичной», - сказал профессор. По словам Таммару, комбинированное решение было бы более реалистичным путем для увеличения численности населения Эстонии с нынешних 1,3 миллиона до 1,5 миллиона – если она будет поддержана ростом рождаемости.

Составляя отчет о человеческом развитии, ученые сделали расчет: можно ли компенсировать рост рождаемости через уже имеющееся население. «Не особо, поскольку структура населения по возрасту у нас слабенькая и не поддержит увеличение рождаемости, даже если каждая живущая тут женщина начнет рожать больше», - сказал Таммару. 

Комментарии
Copy
Наверх