Cообщи

Двухмесячного гражданина Эстонии чуть было не выслали в Донбасс

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото. Фото: Johannes Walther / Panther Media / Scanpix

История, с которой обратился на портал Rus.Postimees Тийт (это и другие имена главных героев изменены, настоящие редакции известны), заворожила с первой его фразы: «Двух граждан Эстонии (мужчину и двухмесячного ребенка) хотят отправить в Донбасс, поскольку невеста одного и мать другого на один день просрочила Шенген, что не дает возможность оформить брак!!!»

Естественно, мы не могли не отреагировать на такое письмо, и уже на следующий день Тийт был в редакции. Тийт – эстонец, хорошо говорящий по-русски, но так и не избавившийся от акцента, хотя последние 20 лет больше живет за пределами Эстонии, чем на своей исторической родине. Естественно, он – гражданин ЭР, а, соответственно, и Европейского союза.

«Моя гражданская жена – гражданка Украины. Мы довольно долго решали, будем ли жить одной семьей, и если да, то, где именно. У меня было много работы, мотался по всему миру. Я понимаю, что в чем-то виноват сам, поскольку затянул весь этот процесс, но должны же быть какие-то исключения и элементарное понимание того, что отсутствие исключений в законах может поставить под угрозу жизни людей», - начал свой рассказ Тийт.

Со своей гражданской женой, а теперь и матерью своего ребенка Мариной Тийт познакомился в России. Какое-то время присматривались друг к другу, а потом оказалось, что Марина ждет ребенка. Тийт решил, что его ребенок должен родиться в Эстонии, благо шенгенская виза у Марины имелась. Ребенок появился на свет чуть больше двух месяцев назад.

«Проблемы начались, когда выяснилось, что мы просчитались с днями, в течение которых Марина имела право находиться на территории ЕС, - объясняет Тийт. – Мы думали, что время еще есть, а спохватились в самый последний момент: еще день - и она должна покинуть Эстонию».

Тийт и Марина рванули в полицию, но была пятница и бюро обслуживания Департамента полиции и погранохраны уже закрывалось, поэтому им велели прийти в понедельник: «А в понедельник нам заявили, что жена находится в стране незаконно и вручили ей предписание выехать из Эстонии в течение 30 дней». Тийт был в панике. Выехать из страны Марина должна на три месяца. Ребенок грудной, поэтому разделять его с матерью нельзя. При этом малыш уже получил гражданство Эстонии по отцу, то есть, чтобы вывезти его в Россию, нужно сделать российскую визу: «Плюс там нужно снять квартиру и на что-то жить все три месяца».

Почему в Россию, если мать ребенка - гражданка Украины? «Дело в том, что она из Донецка. Делать там сейчас нечего, особенно с маленьким ребенком. Я их туда просто не отпущу».

Дальше букет трудностей и проблем только разрастался. Во-первых, маленький ребенок должен быть обеспечен медицинской помощью, а за нее эстонцу в России придется платить. Во-вторых, в эти дни в Раду Украины поступил законопроект о введении визового режима с Россией. Если он будет принят, можно не сомневаться, что ответный ход будет предпринят незамедлительно и Марине с ее паспортом придется двигаться в сторону родины – в Донецк. «А с Мариной поедем и я, и наш ребенок, именно поэтому я и написал вам, что двух граждан Эстонии пытаются выслать из страны в Донбасс», - объяснил Тийт.

Но несмотря на свою запутанность, эта история распуталась довольно быстро. Мы обратились в Департамент полиции и погранохраны с вопросом: почему Эстония обрекает на высылку своего крошечного гражданина и почему в такой сложной ситуации нельзя сделать исключение? Особенно, если учесть, что на прошлой неделе было принято решение, а на этой оно уже опубликовано и в официальных СМИ, что ЕС отменяет визовый режим с Украиной и через пару недель пребывание Марины на территории Эстонии автоматически станет законным. По крайней мере, еще на 90 дней.

На наш запрос ответил руководитель службы контроля за границей и миграцией Пыхьяской префектуры Индрек Ару: «16 мая в бюро обслуживания Департамента полиции и погранохраны на улице Пинна обратилась гражданка Украины, которая хотела продлить визу. Поскольку время пребывания в стране по визе у нее истекло, ее нахождение здесь стало незаконным. Опираясь на вышеизложенное, сотрудник полиции сделал женщине предписание на выезд. В ходе производства выяснилось, что у женщины есть сожитель-гражданин Эстонии и новорожденный ребенок. Чиновники приняли все эти обстоятельства во внимание и предложили ей различные варианты, как можно сделать свое пребывание в стране законным. Ведущий производство объяснил ей, что она может подать ходатайство о виде не жительство, и если она сделает это сразу, то можно будет продлить срок предписания на выезд и ей не придется уезжать из Эстонии».

Получив этот ответ, мы тут же связались с Тийтом. Он сказал: «Они посоветовали нам пожениться, но в ЗАГСе отказались принимать документы, поскольку у Марины на руках предписание на выезд из страны». Мы настояли, чтобы Тийт распечатал ответ руководителя службы, присланный в редакцию, и вместе с ним еще раз сходил в полицию.

«Мы были в полиции, - сообщил Тийт на следующий день. – Они совсем по-другому с нами говорили: очень вежливо и действительно желая помочь. Нам предложили сразу написать ходатайство о получении вида на жительство и даже не по мне, а по ребенку. Предписание на выезд обещали продлевать на весь срок рассмотрения ходатайства. Правда, оказалось, что это займет минимум пять месяцев, нужно собрать очень много дополнительных документов, поэтому был предложен другой, больше подходящий нам вариант: мы едем в Киев, регистрируем брак там, а потом спокойно оформляя вид на жительство для Марины в Эстонии. Оказывается, все это можно было решить спокойно».

И тут весьма важной оказалась вторая часть ответа Индрека Ару: «Если обычно для находящихся в стране незаконно людей составляется и запрет на въезд, то в данной ситуации к женщине эта мера не была применена именно потому, чтобы было учтено наличие у нее маленького ребенка. Это, прежде всего, означает то, что даже если женщина не будет ходатайствовать о виде на жительство, а решит уехать в другую страну, то позже она сможет вернуться в Эстонию». 

Наверх