Вадим Штепа. Что важнее – въехать в Кремль на белом коне или демонтировать империю? (1)

Вадим Штепа
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вадим Штепа.
Вадим Штепа. Фото: личный архив

Самой важной темой прошедшего в Вильнюсе Форума свободной России стала тема «что мы будем делать после Путина?», но как приблизить прекрасную Россию будущего – осталось за кадром, пишет колумнист портала Rus.Postimees Вадим Штепа.

25-26 мая в Вильнюсе состоялся третий Форум свободной России. Это уже регулярное, проводимое дважды в год мероприятие российской оппозиции. Оно традиционно собирает 200-300 участников, примерно половина из которых проживает за пределами РФ. Главным организатором форума является Гарри Каспаров.

Что делать после Путина?

Конечно, в самой России организовать такое мероприятие было бы невозможно. Его темы резко диссонируют с принятой в нынешней РФ и российских медиа «повесткой дня». Вот названия некоторых секций форума: «Децентрализация и федерализация. Как приблизить власть к людям?», «Активизм в России. Опыт организации гражданского сопротивления», «Может ли Россия остаться светской страной?», «Террор спецслужб как средство манипуляции».

Как участник форума и один из ведущих федералистской секции замечу, что считаю это мероприятие весьма важным для российской общественной жизни. Однако не могу обойтись и без некоторых критических замечаний. Но постараюсь высказать их конструктивно, чтобы критика помогла улучшить формат форума в будущем.

Федералистская секция открывала форум. С одной стороны, это вроде бы свидетельствует о внимании организаторов к этой теме. Но с другой – нашу секцию запараллелили с еще одной, посвященной новейшей российской эмиграции, и многие участники форума переместились в другой зал. Я бы и сам охотно посетил «эмигрантскую» секцию, мне интересны ее идеи, но физически было не разорваться.

А дальше форум стал обсуждать возможную будущую люстрацию и внешнюю политику. И тема российского федерализма как бы растворилась – на других секциях это слово даже не вспоминали. Ну поговорили часок – и ладно. Хотя, на мой взгляд, именно федералистское мышление предлагает очевидный выход из нынешнего российского кризиса. Очевидный пример – если бы Россия была реальной федерацией самоуправляемых регионов, их жители занимались бы развитием собственных территорий, а не страдали бы имперскими амбициями и не стремились бы наводить какие-то порядки за пределами своей страны.

Однако этой логики большинство участников форума предпочло не заметить. Федералистская секция стала своего рода гетто для жителей различных регионов, где им позволили пожаловаться на отсутствие свободных губернаторских выборов и местного самоуправления, сочувственно покивали – и перешли к «более важным» темам. Самой важной из которых стала «что мы будем делать после Путина?».

А вот как приблизить эту «прекрасную Россию будущего» – это осталось как бы за кадром. По существу, большинство секций работало в жанре политической фантастики, обсуждая мечты о скором «падении режима».

Хотя именно федерализм мог бы стать не просто мечтой, но реальной технологией изменения российской политики. Напомню, что официально Россия называется федерацией, однако это слово осталось только на бумаге. Никакой свободной выборности региональной власти, как в других мировых федерациях, в России сегодня нет, губернаторы по-прежнему назначаются из Кремля. Региональные политические партии, которые свободно действуют в европейских странах, избираются в местные парламенты и в Европарламент, в России запрещены. Поэтому фактически Россия продолжает оставаться централизованной империей. И это имперско-централистское сознание свойственно не только власти, но и оппозиции.

В поисках либерального царя-батюшки

Действительно, на форуме порой создавалось впечатление, что многие его спикеры мечтают «въехать в Кремль на белом коне» – и тогда, словно по мановению волшебной палочки, все изменится. Сама централистская модель российской политики сомнению не подвергалась. Вся проблема, оказывается, состоит лишь в том, чтобы в Кремле заседал более либеральный «царь-батюшка».

Интересная иллюстрация: участники федералистской секции из Петербурга вывесили на сцене исторический флаг Ингерманландии. Но этот жест вызвал вопросы и даже нарекания некоторых московских участников. Историк Игорь Чубайс прямо обвинил петербургских регионалистов в желании «развалить Россию».

Вот такой странный парадокс: многие участники форума, даже давно переехав из Москвы на Запад, ментально все равно остались «москвичами». В данном случае под этим определением имеется в виду «столичное», централистское мышление. С этой точки зрения тема нового федеративного договора, которая обсуждалась на нашей секции, выглядит далеко не первоочередной задачей. Потому что «главные вопросы» все равно предполагается решать в Москве.

Однако именно новый федеративный договор мог бы решительно изменить весь формат российской политики. Напомню, что прошлый такой договор, принятый в 1992 году, заключался не между регионами напрямую, а между регионами и всевластным центром, чем фактически организовывал Россию не как федерацию, но воспроизводил имперскую модель политики. А конституция 1993 года вообще отменила договорный принцип государственности, и это стало основной предпосылкой для последующего строительства путинской вертикали власти.

Новый федеративный договор с неизбежностью потребует проведения свободных региональных выборов, потому что нынешние губернаторы, назначенные из Кремля, не могут быть его легитимными субъектами. Иными словами, сам федералистский дискурс предлагает совершенно иное понимание российской политики, чем банальные гадания на тему «кто вместо Путина». Но к сожалению, даже в российской оппозиции все еще доминирует централистское мышление, которое заставляет ходить по одному и тому же имперскому кругу...

Также хотелось бы отметить явно недостаточную интеграцию российских оппозиционеров в европейскую политическую жизнь. Конечно, на форуме выступил бывший президент Литвы Витаутас Ландсбергис – но это скорее был жест вежливости. Тут тоже есть парадокс: оппозиционеры любят говорить о необходимости европеизации России, но все же находятся на некоторой дистанции от проблем, которые сегодня заботят европейских политиков. И это доказывает, что нынешняя Россия и Европа – действительно разные пространства, причем не только из-за кремлевской политики, но и по причине определенных мировоззренческих особенностей российских либералов.

Комментарии (1)
Copy
Наверх