Ристо Киви. Встреча Макрона и Путина – противоречивая, но многообещающая

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Путин и Макрон: сотрудничество возможно?
Путин и Макрон: сотрудничество возможно? Фото: Mikhail Metzel/Mikhail Metzel/TASS

Европа ищет новых партнеров, а партнерские отношения Европы и России были бы вполне естественны, и встреча Макрона и Путина намекает на улучшение отношений между странами, считает политолог Ристо Киви.

Результаты позавчерашней встречи новоиспеченного французского президента Эммануэля Макрона и его российского коллеги Владимира Путина двойственны.

С одной стороны, на пресс-конференции после встречи Макрон подчеркнул, что по многим темам у Франции/Европы и России наблюдаются острые разногласия – и больших уступок в важных вопросах никто делать не собирается.

С другой, уже тот факт, что Макрон всего через две недели после вступления в должность пригласил Путина внепланово посетить Париж, говорит о том, что Франция/Европа ищут если не договоренности с Россией, то по крайней мере разрядки. Это подтверждают и слова Макрона: речь об откровенном обмене мнениями, мы хотим сотрудничать с Россией и дальше.

Компромисс по санкциям явно возможен

Макрон пригласил Путина посетить Париж для участия в открытии выставки, посвященной трехсотлетию поездки Петра Великого во Францию и другие страны Европы, едва вступив в должность. Это достаточно смелый шаг дал Москве понять: Париж открыт к улучшению отношений. Наверняка Макрон согласовал этот шаг с Берлином и другими важнейшими центрами власти ЕС.

Если судить по освещению визита в мировых СМИ, особенно западных, остается впечатление, что ни о чем, кроме противоречий и разногласий, стороны не говорили. Местами кажется даже, что Макрон позвал Путина в Париж главным образом для того, чтобы прочесть ему проповедь и дать указания, как лучше действовать в дальнейшем. Свое получили и российский медиаканалы RT (Russia Today) и «Спутник». Путин слушал Макрона будто бы опустив голову.

Вряд ли все было именно так!

Да, противоречия между Европой и Россией есть, их немало, и избавиться от них непросто. Ни интересы, ни ценности Европы и России не совпадают, хотя местами и стыкуются. Сложно найти варианты, которые удовлетворили бы обе стороны без того, чтобы те не отказались от фундаментальных для них интересов и ценностей. Это касается и гражданской войны в Сирии, и кризиса на Украине, и многих других тем.

Однако как у Европы, так и у России есть немало общих интересов, а также возникающее из известных трендов мировой политики «структурное давление», заставляющее искать улучшения отношений.

Во-первых, экономика. Санкции, которые наложил Запад на Россию после аннексии Крыма, вредят как России, так и странам Европы. Особенно если учесть, что экономическое положение той и другой оставляет желать лучшего. Давление бизнес-кругов Европы, желающих снять санкции, было довольно мощным, однако политики сделать этого не могут – Москва явно нарушила на Украине международное право. Поиски компромисса трудны, однако возможны – при доброй воле сторон.

Франция готова оставить Асада на его посту?

Во-вторых, Ближний Восток, особенно Сирия. Европа не заинтересована в воцарении там тотального хаоса. Хотя бы потому, что в скором будущем принимать беженцев при всем желании не сможет. Если Макрон и другие либеральные лидеры ЕС хотят удержаться в своих креслах, они должны ограничить волну террора, организованного ИГИЛ и другими исламистскими группировками.

Интересы России – почти такие же. Да, в последнее время у РФ не было особых проблем с терроризмом, но это может быть затишье перед штормом. Против ИГИЛ - по крайней мере на словах - в мире почти все, а вот тех, кто что-то реально делает, немного, и в отношении будущего Сирии, Ирака и всего Ближнего Востока царят непреодолимые разногласия.

И все-таки. До сих пор западные лидеры как заведенные повторяли, что уход Асада – предпосылка для мирного решения конфликта. Макрон эту мантру повторять не стал, сказал только, что готов тесно сотрудничать с Россией во имя прекращения военного конфликта. Правда, прибавил, что использование химического оружия – это «последняя черта». Что он имел в виду – осталось несколько неясным. Ясно одно: Макрон дал понять, что хочет распутывать клубок ближневосточных проблем в сотрудничестве с Москвой. Речь не идет о том, чтобы разрубить гордиев узел одним ударом, но какой-то прогресс здесь все же возможен.

В-третьих, и это самое интересное: за день до визита Путина в Париж канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что в дальнейшем Европа должна взять свою судьбу в свои руки и сама решать свои проблемы – безопасности и другие: США на помощь не придут, доверять им больше нельзя. Непосредственно это была реакция на высказывания и молчание президента Дональда Трампа во время его турне по Ближнему Востоку и Европе.

На что готов Макрон ради Франции

Но косвенно слова Меркель намекают на дистанцирование Европы от США, причиной чему – не один только Трамп, но и желание Европы, и необходимость утвердить себя в качестве независимого центра власти на мировой политической сцене. Этого давно хотели многие европейцы, а пришествие Трампа и Брекзит сделали реализацию этой идеи как необходимой, так и простой.

Если Европа на деле хочет сама обеспечивать себе безопасность, первым делом она должна добиться разрядки в отношениях с Москвой. У Вашингтона достанет причин и, конечно, мощи, чтобы играть с Россией в перетягивание каната. У Европы нет ни того, ни другого. Поэтому если желание лидеров ЕС «стать независимыми» серьезно, а оно, вероятно, таково, нужно найти какой-то новый modus vivendi с Москвой.

У Макрона нет особых причин дружить с Путиным – последний открыто поддерживал на французских выборах его соперницу Марин Ле Пен. И все-таки он позвал Путина в Париж сразу после вступления в должность. Государственные мужи и раньше проглатывали личные оскорбления во имя национальных интересов.

С точки зрения России речь идет о многообещающем развитии событий. Уже во времена холодной войны Москва проводила в отношении Запада политику «разрыва связей», целью которой было вбить большой клин между США и Европой. Во времена президента Шарля де Голля, который американцев не любил, это почти удалось. Теперь, может, удастся окончательно. Пусть и совсем в другой конфигурации.

Так или иначе, ситуация в мировой политике меняется очень быстро. Прежние союзные отношения распадаются, новые – образуются. Вчера канцлер Меркель встретилась с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Сегодня – с премьер-министром Китая Ли Кэцяном. Европа откровенно ищет новых партнеров. Партнерские отношения Европы и России были бы вполне естественны.

Комментарии
Copy
Наверх