Обеспокоенная мать: как быть, если ребенка травят в школе, а социальный педагог лишь усугубляет ситуацию? (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Травля. Иллюстративное фото.
Травля. Иллюстративное фото. Фото: Luis Louro/PhanterMedia/Scanpix

В редакцию портала Rus.Postimees обратилась жительница Таллинна, сына-младшеклассника которой в школе обижают другие мальчишки. Доходит до драк и порчи личных вещей, проблему безуспешно пытаются разрешить классный руководитель и социальный работник. В компетентности последнего у матери закрались сомнения.

«Конфликты в школе происходят регулярно, последний раз сын пришел в совершенно изодранной рубашке – сцепился с двумя одноклассниками. Состоялась беседа социального педагога с мальчиками в присутствии всего класса и классного руководителя. Выяснилось, что на одной из перемен мой сын якобы без всяких причин сам стал провоцировать ребят, а на следующей перемене состоялось продолжение и как результат - порванная рубашка», - рассказала женщина.

«Получается, что во всем был виноват мой ребенок. Да, он не идеален, но социальный педагог уже не первый раз делает его виноватым при всем классе, - продолжила она. – Изумляет и форма разбора полетов, которую иначе как судилищем и не назовешь».

По словам матери, это негативно влияет на психику ребенка – активный и живой мальчик стал замкнутым и молчаливым. «Последний раз он был очень подавлен. Но мне ничего не сказал. Он вообще никогда не жалуется. Переводить сына в другую школу не хочу, скандала тоже не хочу. Но закравшиеся сомнения в компетенции социального педагога не дают покоя. Насколько приемлемы подобные методы разрешения конфликтов, когда беседа ведется не тет-а-тет, а при всем классе, а виновный известен наперед?» - спрашивает читательница.

Прокомментировать эту историю портал Rus.Postimees попросил практикующего психолога и основателя  психологической студии Compass Светлану Нефедкину.

Светлана Нефедкина. Фото: из личного архива
Светлана Нефедкина. Фото: из личного архива Фото: Из личного архива

По ее словам, эта ситуация может рассматриваться как школьный буллинг (психологический террор, травля), так как проявляются следующие его признаки – длительность и повторяемость насилия, неравенство сил (жертва одна, а обидчиков несколько) и эмоциональная реакция жертвы (боль, страх, одиночество, бессилие, безнадежность и др.).

«Почему я говорю о насилии? Потому что все, что является нарушением границ, будь то физических, психологических или эмоциональных, является насилием. У некоторых детей (и у взрослых тоже) есть проблемы с умением защищать свои границы, а у некоторых - с тем, чтобы не нарушать чужие границы», - объяснила Светлана Нефедкина.

Она отметила, что, к сожалению, буллинг – это довольно распространенное явление в наше время. При этом неумение или невозможность жертвы защитить себя, а взрослых - грамотно разобраться в ситуации и помочь ее разрешить, усугубляет ее еще сильнее, сильно травмируя ребенка.

«В форме судилища разбирать ситуацию перед всем классом не полезно, потому что кроме того, что это может унизить ребенка, это также может спровоцировать его на проявление большей агрессии, - уверена Светлана Нефедкина. – Разбираться полезно в индивидуальном порядке, привлекая родителей. Но проводить беседы на темы человеческого достоинства, уважения, социальных норм и правил, безусловно, можно и нужно с целым классом. Важно, чтобы дети понимали правила дома, в котором находятся, в данном случае – правила школьного дома. Полезно, чтобы правила были составлены, озвучены, записаны, а дети с ними ознакомлены».

Как подчеркнул специалист, так как красной нитью в этой истории проходит тема нарушения границ, важна помощь психолога, а не только социального педагога. Это нужно для того, чтобы разобраться в причинах, по которым один ребенок не может постоять за себя и становится жертвой, а другой (другие) – проявляет агрессию по отношению к нему. «Очень важно психологу работать с ребенком, переживающим травлю, для того, чтобы научить его защищать свои границы. Бывает и так, что дети сами невольно провоцируют агрессию по отношению к себе, но важно разобраться, почему так происходит и как этого избежать. Важно вовремя заметить, что ребенок меняется, что-то происходит в его жизни, и это отнюдь не радостные события», - говорит психолог.

Все дети ссорятся, но, как отмечает Светлана Нефедкина, ситуация перестает быть нормальной, когда ребенок становится белой вороной, мальчиком для битья, когда живет в состоянии длительного стресса. «Я считаю, что обязательно нужно реагировать на ситуации, в которых проявляется любое насилие по отношению к ребенку, так как насилие не является нормой. Не придавая значения ситуациям насилия, мы как будто его оправдываем. Одна из функций родителя – защищать ребенка. Помощь необходима тогда, когда он сам не справляется», - заключила она.

Наверх