Руководитель по безопасности на море TS Laevad: нельзя оправдать заснувшего капитана

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Leiger В Старом порту Таллинна.
Leiger В Старом порту Таллинна. Фото: Mihkel Maripuu

Главный капитан и руководитель по безопасности на море TS Laevad OÜ Яанус Матсо критически комментирует январский инцидент, когда капитан Leiger задремал на капитанском мостике и судно дважды зацепило морское дно: «На предприятии могут быть всевозможные инструкции, руководства и прочее, но если их не выполняют, то подобные инциденты будут происходить». 

- Насколько опасной можно считать ситуацию, когда капитан пассажирского судна (ну и что, что в этот конкретный рейс пассажиров было всего трое) настолько теряет бдительность, что судно получает повреждения?

- В мореходстве прежде всего исходят из безопасности, именно поэтому постоянно проводятся учения и проверки судов. К каждому случаю нужно относиться очень серьезно. Ситуация, конечно, была опасной, а уровень опасности не зависит от количества пассажиров на борту, поскольку кроме пассажиров есть еще и экипаж, а в случае получения судном больших повреждений может возникнуть загрязнение морской среды.

- Можно ли вообще как-то оправдать капитана, уснувшего на мостике? Вне зависимости от того, что стало причиной этого - переутомление или что-то еще.

- Это, конечно, нельзя оправдать, и все равно, что явилось причиной.

- В отчете Водного департамента сказано, что капитан не доверял старшему штурману, который мог бы контролировать в тот момент ситуацию. Что это за ситуация, когда капитан не доверяет своей правой руке?

- Leiger был на линии с 22 декабря. Каждый член экипажа был в состоянии повышенной готовности, каждый нес ответственность в большей, чем обычно, степени. Этому поспособствовали и общественность со СМИ, поскольку каждый рейс находился под пристальным вниманием. Но, конечно, такую ситуацию нельзя допускать. Согласно действующему порядку, капитан и старший штурман должны были тут же проинформировать о ней главного капитана и руководителя по  безопасности на море (то есть самого Матсо – прим.ред.).

- Водный департамент во многом критикует деятельность TS Laevad, которая, по его оценке, способствовала переутомлению капитана, поскольку после прибытия нового судна у него было слишком много работы. Отвечает ли такая оценка, по вашему мнению, действительности?

- Мы считаем, что такая оценка несправедлива.

- Как вообще отрегулированы часы работы и отдыха капитанов?

- Время работы и отдыха на судах регулируются законодательством, по-другому и быть не могло. Еще раз подчеркну, что капитан и все прочие члены команды обязаны сразу же информировать главного капитана и руководителя по морской безопасности о каких-либо несостыковках, в том числе, о невозможности исполнить какие-то требования.

- Я понимаю, что вы еще передадите Водному департаменту свои уточнения. Но - если об этом можно сейчас говорить - научило ли и чему TS Laevad это происшествие? Возможно, после инцидента вы провели какую-то реорганизацию?

- Мы, конечно, не хотим делать замечания через СМИ. Реорганизация проведена и будут проводиться и в дальнейшем. К сожалению, это очередное подтверждение того, что все зависит от человеческого фактора. У предприятия могут быть какие угодно инструкции, порядки и прочее, но если их не соблюдают, то способны происходить такие инциденты.

Рапорт: капитан уснул

Недавно Водный департамент опубликовал заключение расследования по безопасности, которое сосредоточилось на инциденте, произошедшем в ночь на 2 января, когда капитан Leiger, находясь на капитанском мостике, уснул, из-за чего перевозившее пассажиров судно дважды зацепило днищем морское дно.

Согласно заключению, Leiger шел по самому опасному отрезку своего пути – в канале Рукки - как минимум, минуту и 20 секунд без контроля со стороны капитана. Судно зацепило край канала, из-за чего на корпусе появились царапины. Повреждения не были слишком серьезными, и судно смогло продолжить движение в порт Рохукюла. 

Капитана свалил сон на мостике. / Тайро Луттер.
Капитана свалил сон на мостике. / Тайро Луттер. Фото: Tairo Lutter / Postimees

Произошедшее было обусловлено переутомлением капитана, потерей им внимательности и кратковременным сном на навигационном мостике. А переутомление у капитана возникло потому, что он не доверял старшему штурману и решил сам вести судно в каналах Хелтермаа и Рукки. 

В ходе осмотра на днище судна была обнаружена деформация, пробоин не было. / Водный департамент
В ходе осмотра на днище судна была обнаружена деформация, пробоин не было. / Водный департамент Фото: Veeteede amet
В ходе осмотра позже на днище судна была обнаружена деформация. / Водный департамент.
В ходе осмотра позже на днище судна была обнаружена деформация. / Водный департамент. Фото: Veeteede amet

По данным Postimees, уснувший на мостике капитан больше не работает на Leigri. Когда в апреле мы выясняли в TS Laevad, уволен ли капитан, член правления предприятия Кайдо Падар ответил: «TS Laevad не увольнял ни одного человека. Рабочие отношения были прекращены с разными людьми по разным причинам. Мы не можем комментировать отношения между работником и работодателем». 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх