Эдвард Лукас: новая эпоха Европы – эпоха оптимизма и коллективизма (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: Liis Treimann/PM

Суровое отношение к России становится популярным. Отсюда – перспектива увеличения европейского сотрудничества в области обороны с акцентом на дополнение НАТО, а не соревнование с ним, пишет колумнист BNS Эдвард Лукас.

Неприятные сюрпризы иногда бывают отрезвляющими и плодотворными. Президент Дональд Трамп своим обещанием вывести США из Парижского соглашения по климату придал импульс усилиям в области чистой энергии, особенно в штатах и городах самих США. Отказавшись упоминать пятую статью договора НАТО в важной речи в штаб-квартире этой организации, он подтолкнул европейские страны к более тесному сотрудничеству в сфере обороны.

Выражение «свято место пусто не бывает» справедливо и для политики. При бросающемся в глаза отсутствии США эту пустоту быстро заполнят. В качестве одного из лидеров на первый план вышел Китай – столп основанной на правилах глобальной торговой системы и участник перехода на чистую энергию.

Второй лидер – Европа, прежде всего – зарождающийся союз Франции и Германии. Отношения между Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель обещают стать как минимум столь же важными, как и отношения между Валери Жискар д'Эстеном и Гельмутом Шмидтом в 1970-е.

Сперва нужно преодолеть определенные препятствия. Макрон должен для создания стабильного правительства добиться большинства в парламенте. Ему также следует быстро продолжить реформу рынка труда – желательно сделать это в августе, когда главы профсоюзов будут в отпуске. Меркель должна добиться переизбрания в сентябре и вслед за этим рассказать народу Германии о некоторых неудобных фактах касательно ответственности, которую придется нести экономическому гегемону континента. Брекзит в этой ситуации будет утомительной помехой.

По крайней мере, уже просматривается путь, по которому ЕС будет двигаться к восстановлению экономики, к большей конкурентоспособности, к более сильной власти, к большей безопасности. Год назад, когда Германия дрожала под неконтролируемым наплывом иммигрантов, а Франция пребывала в серьезном политическом и экономическом кризисе, предсказать подобные перспективы было невозможно.

Если еврозона разработает необходимые для выживания банковские и бюджетные механизмы, она неизбежно обретет экономическую власть над большей частью Европы. Беспокойство из-за того, как будут обращаться с не входящими в еврозону странами ЕС, было одним из немногих реальных аргументов в пользу Брекзита. Двухскоростная (на деле многоскоростная) Европа стала реальностью. Важный вопрос, вставший перед странами поменьше и победнее, в том, что им делать в новую эпоху. Сидят они за общим столом – или в углу комнаты?

У тех из них, кто состоит в еврозоне (Финляндия, страны Балтии, Словакия), хорошие шансы. Они доказали Германии свою экономическую лояльность и входят во внутренний круг тех, кто принимает решения на континенте. Чехия и Швеция, несмотря на то, что они вне еврозоны, также в хороших отношениях с Берлином и Брюсселем.

Польше и Венгрии будет сложнее. Дух эпохи Меркель и Макрона – оптимистичное участие в общих проектах. Циничные, параноидальные и грубые речи будут иметь мало успеха. Размеры и сильная экономика Польши дают ей в руки несколько карт, но не роял-флэш.

Второй важный вопрос, который нужно будет решить продолжающей движение под французско-германским руководством Европе, касается безопасности. Кремль не заставил Европу дрожать, напротив, он повысил ее способность к сопротивлению. Суровое отношение к России становится популярным. Отсюда – перспектива увеличения европейского сотрудничества в области обороны с акцентом на дополнение НАТО, а не соревнование с ним.

Главным образом это означает развитие благодаря прекращению абсурдно затратного дублирования. У европейских стран есть на вооружении 17 разных типов боевых танков, еще хуже обстоят дела с дублированием в том, что касается истребителей (20 разных типов), эсминцев и крейсер (29) и торпедных систем (20).

Опасность в том, что без якоря безопасности, каким были США, формирование европейской политики сильнее подвержено капризам политических ветров и течений. Эпоха Меркель и Макрона выглядит многообещающе. Рано или поздно к власти придут менее рассудительные политики – и что будет тогда?

Комментарии (1)
Copy
Наверх