Вырусец строит под Москвой эстонскую деревню

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Elmo Riig / Sakala

Имеющий выруские корни Валерий Ройгас, который 20 лет назад работал охранником в Посольстве Эстонии в России, строит сейчас в 200 километрах от Москвы деревню на эстонский манер. 

«Когда я начал составлять план строительства, для получения опыта объехал много эстонских хуторских фирм. Мне нравится эстонский порядок, как мне кажется, у вас он даже лучше, чем в Германии или Дании», - говорит Валерий (48), дедушка Роберт Ройгас и бабушка Мария Куус которого были родом из Вырумаа.

У него есть план завезти в свою деревню на границе Московской и Смоленской областей 30 коров с юга Эстонии. Он благодарит заводчиков племенного скота из Эстонии, особенно Пеэтера Падрика с Кехтнаской осеменительной станции. Названия эстонских ферм сыплются с языка Валерия как из рога изобилия. Эстонские селяне по-прежнему в почете у россиян, по крайней мере, у Валерия - точно.

Сам он начал заниматься сельским хозяйством летом 2013 года, то есть ровно за год до введения антиевропейского эмбарго на продукты питания. «Я всегда хотел возделывать поля и держать скот, это, наверное, эстонские гены», - смеется Валерий, ставший сейчас в Московской области самым известным эстонцем.

Выстроенным Ройгасом за несколько лет с нуля сельскохозяйственным комплексом очень гордится губернатор Московской области Андрей Воробьев и местные чиновники от сельского хозяйства. По личному приказу губернатора Валерию на льготных условиях сдали в аренду 250 гектаров земли (всего у него участок в 500 гектаров), а также коровье стадо, обеспеченное 14 миллионами рублей (200 000 евро) для развития. «Кредиты в России настолько дорогие, что на них невозможно построить ферму», - объясняет он необходимость в помощи. Кроме того, Валерий утверждает, что и сам инвестировал в хозяйство более двух миллионов долларов собственных денег.

В качестве благодарности за помощь он часто принимает делегации, которые к нему привозят чиновники области. Цель визитов – познакомить с передовым селянином, который начал свое хозяйство с нуля и за три года, при помощи государства, продвинулся очень далеко. «Даже если Россия сейчас отменит санкции, нам это не помешает, поскольку мы делаем ставку на производство высококачественных продуктов питания, которые из Европы в Россию так и так не везут», - говорит Валерий, показывая свой магазин-кафе, который находится прямо у ворот хутора.

Дед и бабка Валерия познакомились в Псковской области, куда их родители перебрались из Лифляндии. До Второй Мировой войны Роберт и Мария Ройгас жили неподалеку от Великих Лук, где Роберт работал начальником пожарной охраны. Он погиб в конце лета 1941 года в Финском заливе во время большой таллиннской эвакуации, а бабушку Марию эвакуировали вместе с детьми в Казахстан. Отец Валерия стал офицером-артиллеристом Советской армии, сам Валерий родился в столице Молдавии Кишиневе.

В 1991 году Валерий, по образованию моряк речного флота, хотел переехать из Молдавии в Эстонию, но жена-румынка была против. Тогда Валерий с семьей переехал в Москву и устроился охранником в эстонское посольство. Он говорит, что хорошо помнит тогдашних эстонских дипломатов: посла Юри Кахна (1992-1995), Яануса Киримяэ и Катрин Койк. Работая в посольстве, он начал учить эстонский язык и сказал мне практически без акцента: «Palun andke mulle üks pudel õlut!» (Дайте мне, пожалуйста, одну бутылку пива!)

«Теперь, конечно, не с кем поговорить по-эстонски, - сокрушается он. – Но я  по-прежнему кое-что понимаю».

Валерий открыл в Москве охранную фирму, которая к тому же возила и туристов в Эстонию, потом работал в транзитном бизнесе, благодаря чемц знает очень много эстонских бизнесменов. Потом он несколько лет прожил в разных уголках Европы и даже отреставрировал крупный жилой дом в Берлине, который продает сейчас за 5,5 миллиона евро.

Во время разговора с Валерием мы постоянно возвращаемся к Эстонии, в которой он часто бывал в 1990-х. Бывал он в Эстонии и в последние годы. «Раньше в Эстонии было много хуторов, поскольку, во-первых, хуторские продукты были самыми вкусными, а, во-вторых, содержание хутора объединяет семьи, они могут вместе работать. Теперь глобализация убивает сельское хозяйство даже в Эстонии, - считает Валерий Ройгас, описывая, какой он увидел жизнь в Эстонии. – Будет потеряно сердце народа, точно так же, как это произошло в России».

Сам Валерий создает в Московской области сеть хуторских магазинов для фермеров: один уже открылся, в планах открыть еще четыре: «Правительство Московской области предложило: сделайте сразу 160 магазинов». Рядом с ним переехавшие в Россию итальянцы открыли производство моцареллы. Им Валерий продает большую часть молока, которое дают 120 коров. А еще у него 50 баранов и 2500 кур.

Селянин, конечно, хотел бы расширить производство, но в этом препятствуют особенности Московской области: рядом со столицей нет свободной земли. Всю землю скупили в 1990-х в надежде позже продать ее подороже бизнесменам от недвижимости: «Сейчас прокуратура активно начала заниматься тем, чтобы заставить собственников земли хотя бы сдавать ее в аренду. Например, у одного моего знакомого есть 3000 гектаров земли, сам он живет в Испании, но никому землю в аренду не дает», - говорит Валерий о специфике содержания хутора в российском Подмосковье. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх