Российский политолог: Навальный – альтернатива лишь в отсутствие других альтернатив (3)

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Митинг в Москве.
Митинг в Москве. Фото: STR/AFP/Scanpix

На вопрос портала Rus.Postimees, что изменилось после очередных протестов оппозиции в России, отвечает политолог Михаил Захаров.

Особенных изменений, по-моему, нет. Организаторы отмечают, что увеличилось количество городов, где проходят акции протеста, и в некоторых городах увеличилась численность протестующих, однако критики говорят, что кое-где численность упала, местами – в несколько раз. В целом всё примерно так же, как было в марте.

Та же самая история произошла в Москве: вместо согласованного митинга прошел несогласованный. Организаторы говорят, что столичные власти препятствовали им в постановке звука и экранов, поэтому согласованного митинга не было, зато всех призвали к несогласованному на Тверской улице. Чем точно митинг 12 июня отличается от митинга 26 марта – так это тем, что в День России на Тверской проходила довольно крупная акция, фестиваль «Времена и эпохи», там стояли павильоны реконструкторов, люди были наряжены в костюмы разных времен и эпох.

То есть место, в котором Алексей Навальный решил устроить, как он это называет, народные гулянья, уже было занято другими людьми, причем не каким-то фейковым митингом пятнадцати сторонников Кургиняна, а довольно массовой акцией, в которой приняли участие обычные москвичи, ни о каких акциях протеста не помышлявшие. Некоторые были неприятно удивлены таким поворотом событий.

Нашлись критики и среди тех, кто сочувствует оппозиции и даже Навальному, – им не понравилось то, что вместо согласованного митинга он призвал выходить на несогласованный, тем самым увеличивая риск задержания своих сторонников. Власть моментально подтянула туда полицейских, которым было дано указание «тащить и не пущать». В результате в Москве и Питере были задержаны сотни человек, причем в Питере около 400 человек оставили ночевать в полиции, что было несколько жестче, чем 26 марта.

И еще одно небольшое отличие: Алексею Навальному, кажется, впервые в его карьере дали не 15 суток ареста, а тридцать. Раньше это было невозможно, но потом законодательство было поправлено. Есть вопрос, что будет дальше, многие критики оппозиции и сторонники власти призывают изменить его условный срок на реальный, «чтобы не безобразничал». Случится ли это – я прогнозировать не готов, потому что с Навальным это бесполезно. Напомню, что в 2013 году по требованию прокуратуры реальный срок заключения ему заменили на условный, чего прокуратура обычно не требует ни в одной стране мира.

Делать выводы вообще сложно. В силу объективных причин мы не можем подсчитать даже приблизительное количество митинговавших в Москве, зато можем сказать, что нельзя говорить о многократном росте числа протестующих. При этом сторонники власти отмечают, что на митинге Навального людей было точно меньше, чем на митинге против сноса пятиэтажек. Что, кстати, видимо, правда, с поправкой на то, что тот митинг был согласован и власть ему не препятствовала.

Да, в условиях выхолощенности российского политического поля Алексей Навальный выглядит как бы альтернативой Путину, но выглядит он так лишь потому, что другого человека, который говорил бы на таком языке и не был бы вовлечен во властные структуры, действительно, нет. Навальный – альтернатива в отсутствие других альтернатив. Значительная часть людей, которые ходили на протестные митинги, говорит, что к Навальному они относятся плохо, но к власти они относятся еще хуже и вообще от нее устали.

Так что сторонники Навального трудятся не ради президентских выборов 2018 года, а в лучшем случае ради ближайших думских выборов в 2021 году, а то и ради более далеких сроков. Может, через восемь-десять лет что-то и правда поменяется. Но на такой срок давать прогнозы не может никто.

Комментарии (3)
Copy
Наверх