Восьми миллионов евро может не хватить

Тийна Кауквере
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лэнемааская дорога здоровья, или коридор Хаапсалуской желедной дороги.
Лэнемааская дорога здоровья, или коридор Хаапсалуской желедной дороги. Фото: EAS / Jane Möll

Обещание правительства открыть в будущем году железнодорожное сообщение между Рийзипере и Турба может оказаться воздушным замком, поскольку, если построить этот отрезок дороги по всем действующим требованиям к безопасности, это обойдется в сумму намного большую, чем те восемь миллионов, о которых говорилось прежде.

Правила технического использования железной дороги ставят авторов проекта перед выбором: закрыть популярные среди местных жителей дороги или построить в поселках дорогие виадуки. Поскольку ни один из вариантов не годится, придется, вероятно, пойти на уступки в области безопасности.

Правила жестко говорят, что новый переезд на железной дороге запрещено строить ближе двух километров к уже имеющемуся. «При планировании нужно учитывать общественную безопасность, - сказал руководитель транспортной службы Департамента технического надзора (TJA) Хейго Сааре. – Каждый новый переезд – это источник риска, где могут происходить столкновения между моторными средствами и поездами».

Жесткое требование станет проблемой как для проекта Турба, так и для всего проекта Хаапсалуской железной дороги, где переезды встречаются чаще, чем через каждые два километра.

Отрезать дороги нельзя

«Если точно следовать инструкции, отрезок дороги Рийзипере-Нисси нужно было бы закрыть», - сказал член правления AS Lääne Raudtee, заинтересованного в восстановлении железной дороги, Рейн Рийсалу. На расстоянии чуть больше километра от дороги Нисси уже есть переезд шоссе Ээсмяэ-Хаапсалу-Рохукюла. Таким образом, строить новый такой же переезд на дороге Нисси нельзя.

Отрезать дорогу было бы немыслимо: «Мы не можем сделать так, чтобы люди больше не ездили между Рийзипере и Нисси. Департамент шоссейных дорог уже занимается организацией тендера, чтобы основательно отремонтировать дорогу, рядом хотят возвести и дорогу для легкого транспорта. Это говорит о том, что дорогой пользуются».

В свою очередь, меньше, чем в двух километрах от Нисси, есть еще один переезд в Кивитамме. И снова та же проблема: перекресток на том же уровне там строить нельзя.

«На запланированной линии Хаапсалуской железной дороги могут быть и другие переезды, потенциально заменяющие те, что находятся поблизости», - сказал Сааре. «В окрестностях Таэбла такие есть», - заметил и Рийсалу. На хаапсалуском отрезке, по имеющимся сейчас планам, осталось бы минимум 17 переездов.

Министерство экономики и коммуникаций, комментируя ситуацию, осталось немногословным. Руководитель железнодорожной службы Индрек Лайневеэр сказал лишь, что разноуровневые переезды, то есть виадуки и туннели, можно строить и ближе, чем на расстоянии двух километров друг от друга.

Проблема в том, что они стоят денег, и немалых. «Например, многоуровневый перекресток в Каарепере через шоссе Пийбе, пять лет назад обошелся почти в пять миллионов евро, - сказал Рийсалу, по мнению которого эта идея абсурдна. – Между Рийзипере и Нисси пришлось бы строить весьма высокий виадук».

«Чем меньше переездов, тем безопаснее железнодорожное движение, но мы не можем разделить уезды или даже страну надвое», - добавил он.

Виадуки не учитывали

В восьми миллионах евро, которые политики обещали выделить на строительство Турбаской дороги, двухуровневые перекрестки вообще не учтены, заявил Рийсалу. Их возведение значительно увеличит требующуюся сумму.

«Нам не нужно строить в Эстонии двух-трехуровневые перекрестки. Достаточно, если одноуровневый переезд оснащен шлагбаумом и светофором», - считает Рийсалу, который признал, что для этого следовало бы изменить нормы, которые оговорены законом.

По его словам, в Эстонии есть и другие места, где между переездами остается меньше, чем два километра, но при возведении новых переездов хотят жестко следовать требованиям.

В том, что за восемь миллионов евро можно построить железную дорогу из Рийзипере в Турба, сейчас уверены только некоторые политики и Рийсалу, входящий в правление предприятия, у которого есть право использования железнодорожного полотна. Ни Eesti Raudtee, ни Министерство экономики и коммуникаций пока голову на отсечение не дают. И хотя дорога должна быть готова к концу прошлого года, на отрезке Турба еще даже не сделана оценка окружающей среды.

«Восемь миллионов евро  - это прогнозируемая примерная стоимость, основанием для которой стала стоимость аналогичных работ. Точная цена зависит от того, какое техническое решение будет выбрано», - сказал чиновник министерства Лайневеэр.

Вместо плана одно желание

«Цена проекта зависит от технических условий и желания», - подтвердил и председатель совета Eesti Raudtee Прийт Рохумаа. В числе прочего, цена зависит от того, Турба или Хаапсалу станет по плану конечной станцией. Будет ли и когда построена дорога до Хаапсалу или даже до Рохукюла, пока не знает никто. Единственное, что есть – политическая воля, о которой много говорилось.

«Премьер-министр сказал, что если избиратели дадут ему мандат принимать решения в правящей коалиции, то он не изменит своей позиции по строительству дороги до Рохукюла», - сказал Рийсалу.

По оценке Рохумаа, на проект все же нужно смотреть целиком: «Турбаская дорога является частью большой Хаапсалуской железной дороги, это нужно учесть при проектировании. Пока есть политическое решение построить дорогу только до Турба, и у нас нет мандата обсуждать этот проект более подробно».

На прошлой неделе представители Eesti Raudtee и Lääne Raudtee ходили в Дом Стенбока на встречу с Юри Ратасом. «Мы хотели понять, как и когда государство могло бы заняться развитием хаапсалуского проекта, но сейчас конкретного ответа мы не получили, - сказал Рохумаа после встречи. – Было сказано, что сегодняшнее решение – дорога до Турба, а следующие решения появятся тогда, когда они появятся».

«Ляэнемаа хочет от правительства Юри Ратаса, чтобы восемь миллионов евро были выделены на первый этап восстановления железной дороги от Таллинна до Хаапсалу», - сказал после той же встречи депутат парламента Яанус Карилайд, баллотировавшийся в парламент от Ляэнемаа.

В реальности же нет никакого первого этапа, поскольку нет проекта железной дороги Таллинн-Хаапсалу. Есть лишь обещание дать восемь миллионов на дорогу до Турба.

В железнодорожных кругах обеспокоены, что так называемое политическое решение затянет дело. Более того, опасаются, что железнодорожное строительство ждут лихие времена.

«Как только начнутся серьезные строительные работы на Rail Baltic, цены резко поднимутся. В 2025 году у Эстонии, Финляндии или Европейского союза может возникнуть желание построить железнодорожный коридор между Таллинном и Хельсинки», - сказал Рийсалу, который опасается, что через 15 лет хаапсалуский проект так и будет стоять на Турба. Поэтому Lääne Raudtee проводит серьезное лоббирование и предлагает самостоятельно построить дорогу до Хаапсалу при условии, что государство обеспечит движение поездов Elron.

«Согласно анализу влияния Хаапсалуской железной дороги на социальную экономику, который можно прочесть на странице Ляэнеской уездной управы, самый дешевый вариант - это, как минимум, 30-40 миллионов евро, но если строить электрифицированную дорогу до Рохукюла, по моим расчетам, речь будет идти о 70 и более миллионах евро», - сказал Рохумаа газете Lääne Elu. Плюс суммы, которые придется каждый год платить Хаапсалуской железной дороге.

По данным Департамента статистики, на Хийумаа и в Ляэнемаа проживает в общей сложности более 30 000 человек. В Хаапсалу и на острове живут почти 20 000. Среди них должны найтись потенциальные пассажиры.

Комментарии
Copy
Наверх