Лукас: Гельмут Коль проявил поразительное безучастие к странам Балтии, пострадавшим от союза нацистской Германии и Советского Союза (4)

BNS
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эдвард Лукас.
Эдвард Лукас. Фото: Liis Treimann/Postimees

У Гельмута Коля было много сильных сторон. В некрологах пишут о его необычайном политическом даровании и визионерстве в приближении объединения Германии и Европы. Он был верным атлантистом и одним из основателей отношений с Россией после 1991 года.

Но такого же внимания заслуживают и его слабые черты, особенно удручающее сокращение перспектив для восточных соседей Германии.

В общих чертах господин Коль был другом Польши: многие помнят, как в 1989 году в Варшаве тогдашний премьер-министр Тадеуш Мазовецкий обнял его во время публичной мессы. В то же время он причинил Польше немало переживаний в связи с объединением Германии. В 1990 году он тянул с признанием восточной границы вновь объединенной Германии. Официальная позиция Христианско-демократического союза была такова, что этот вопрос по-прежнему открыт – благодаря политическому влиянию союзов людей, высланных в 1945 году с территорий, ставших Западной Польшей.

Политически его резоны могли быть оправданны – он должен был выиграть выборы, – но он не смог разглядеть, как это выглядит с точки зрения поляков, среди которых страх перед германским реваншизмом десятилетиями раздувала коммунистическая пропаганда. Проблему решил нажим США: Джордж Буш просто сказал на пресс-конференции, что господин Коль уступил в этом вопросе – хотя два лидера это даже не затрагивали в своей беседе.

Еще более поразительное безучастие он проявил к трем государствам, ужасно пострадавшим от союза нацистской Германии и Советского Союза: балтийским государствам Эстонии, Латвии и Литве. Его поддержка их борьбы за независимость не была горячей; отношения с Михаилом Горбачевым были для него абсолютным приоритетом. Когда литовцы в январе 1991 года во время неудавшегося советского путча умирали на улицах, он отказался вмешиваться.

После обрушения империи зла господин Коль пытался прекратить любые разговоры этих стран о членстве в Европейском союзе, не говоря уж о вступлении в НАТО. В последовавшие за этим годы он не нанес в эти страны ни одного визита. Единственный его визит в этот регион состоялся в 1998 году – в последний год, когда он находился у власти – на саммит Совета стран Балтийского моря, включавший выступления России.

Так же прохладно относился он и к другим бывшим лишенным свободы народам, особенно к Украине, которой в 1990-х годах внимание Германии принесло бы много пользы.

Все это омрачает его достижения. Воссоединение Европы не означает лишь движение назад, к тому, чтобы крупные государства взаимодействовали между собой. Оно означает и обеспечение большей безопасности жизни малых стран. Дополнительную силу послевоенному франко-германскому договору придало привлечение Бенилюкса.

Большим недочетом восточной политики стали улучшившиеся отношения с Кремлем и вытекавшая из этого замена внутригерманских отношений бесперебойным функционированием в интересах других стран. Грубо говоря, можно утверждать, что лидеры Западной Германии в вопросе Восточной Германии считались с Кремлем. И это происходило за счет других лишенных свободы народов.

Честно говоря, игровое политическое пространство господина Коля было ограниченным: он должен был освободить прежнюю Восточную Германию от советских войск и заплатил за это колоссальную сумму. Он должен был заботиться о своих избирателях.

Тем не менее, имелись бы серьезные основания выделить его из всех германских политиков и наделить статусом европейского государственного деятеля, если бы он посвятил больше времени и денег государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями, которым не на кого было надеяться как на защитников и за неустойчивое положение которых Германия несет историческую ответственность, о которой нельзя забывать.

Эдвард Лукас – автор снискавших международный успех книг «Новая холодная война» и «Обман», журналист и вице-президент действующего в Вашингтоне и Варшаве аналитического центра Center for European Policy Analysis (CEPA).

Комментарии (4)
Copy

Ключевые слова

Наверх