Империя была и остается частью русского менталитета, и без разницы, кто у власти – Путин, Навальный или кто-то третий, считает журналист Postimees Таави Минник.
Таави Минник: Навальный или Путин – какая разница? (6)
Я помню выступление Алексея Навального пять или шесть лет назад в Москве, на каком-то мероприятии оппозиции. Выступление состояло из потрясания кулаком и примитивных слоганов. Один только лозунг «Долой жуликов и воров!» Навальный повторил шесть раз.
С тех пор Навальный как политик возмужал. Если посмотреть на его выступления, они отшлифованы до мелких подробностей. Фильм «Он вам не Димон», о котором много говорили весной, снят более чем профессионально, в нем имеются конкретные факты и гипотезы, связанные между собой так, чтобы подвести зрителя к нужным создателям фильма выводам.
Навальному удалось то, чего не смогли сделать другие российские оппозиционеры: найти простую объединяющую идею. Эта идея – борьба с коррупцией. Используя активность пользователей Сети, Навальный вывел протесты за пределы Москвы. Людей тревожит не столько политическая конкуренция и отсутствие свобод, сколько муниципальные проблемы. Иными словами, то, что касается их напрямую.
Открывая в далеких провинциях сайты, которые занимаются специфическими местными проблемами, можно, как и в случае с фильмом, подвести людей к определенным выводам. В этом смысле Навальный и его команда выбрали верную стратегию и по сравнению с другими российскими оппозиционерами, например, с Михаилом Ходорковским и его «Открытой Россией», сделали шаг вперед.
Навального сравнивали с Борисом Ельциным. Кроме внешнего сходства у них есть и внутреннее. Оба не бог весть какие идеалисты, оба прежде всего – борцы, тараны, которые при необходимости сокрушат на своем пути всё, что мешает их продвижению к цели.
Цель Навального – однажды прийти к власти. Во имя этого он готов ко всему: и что его будут бить по несколько раз на неделе люмпен-молодчики, и что ему брызнут в глаза зеленкой.
Конечно, это движение к власти – чисто теоретическое, однако, учитывая историю России, ничего невозможного здесь нет. Вспомните 1991 год, когда все нынешние патриоты СССР сидели у телевизоров и смотрели «Лебединое озеро» – и даже пальцем не пошевелили, чтобы спасти империю от гибели. Столь же инертны и 90 процентов, которые, если верить опросам, поддерживают Путина.
Другое дело – какие перемены принес бы государственный переворот соседям России. В общих чертах – никаких. Российская оппозиция действует в той же великорусской парадигме, что и нынешний режим. Посмотрите хоть на Ходорковского, который еще недавно бил себя в грудь, обещая взяться за оружие, если кто-нибудь захочет отделиться от России. Навальный – абсолютно такой же, он увиливал от вопросов по Украине и Крыму, сообщая, что эти темы слишком сложны. Империя была и остается частью русского менталитета, и без разницы, кто у власти – Путин, Навальный или кто-то третий. Все они действуют в заданных условиях.
Перевод с эстонского.