Вячеслав Иванов: самые опасные соперники центристов (1)

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яна Тоом, Юри Ратас и Майлис Репс на съезде Центристской партии.
Яна Тоом, Юри Ратас и Майлис Репс на съезде Центристской партии. Фото: Sander Ilvest / Postimees

Это не соцдемы и не IRLандцы. И даже не реформисты. И уж тем более не парламентские карлики EKRE и Eesti Vabaerakond, считает журналист Вячеслав Иванов.

Самые опасные соперники центристов на предстоящих выборах, да и вообще по жизни – сами центристы.

Такое суждение услышал я на днях от члена Центристской партии, депутата столичного городского собрания, известного хирурга-онколога Владимира Афанасьева. События последних дней подтверждают справедливость этих слов.

Начнем издалека. Если речь о муниципальных выборах, то у центристов в Таллинне, где они рулят вот уже двенадцать лет, вообще нет соперников. Свидетельство тому – не только повторяющиеся раз от раза итоги муниципальных выборов, но и многократно провальные попытки оппозиции объявить вотум недоверия то самому Сависаару (когда он был еще мэром), то его замам или руководству горсобрания.

Но...

Федот, да не тот

...Но, похоже, начал срабатывать эффект усталости металла. Длительное пребывание у власти приводит к утере остроты политического обоняния. Плюс множащиеся внешние факторы: обвинение железного Эдгара в коррупции; постигшее его личное несчастье; публичная порка Майлис Репс и Михаила Корба; выступления «трех сестер»; и так далее, и тому подобное...

Все эти элементы складываются в мозаику, далекую от гармонии: внутри партии возникают и распадаются группы по интересам, наружу выплескиваются неаппетитные подробности междоусобных разборок, а то и прямых столкновений. В итоге партия теряет очки у электората, ее рейтинг падает, главным образом – в глазах русскоязычных избирателей.

Намедни евродепутат, член правления Центристской партии Яна Тоом в интервью корреспонденту «Радио 4» посетовала, что «русский избиратель просто не очень узнает ту партию, за которую он голосовал». И что?! Я, к примеру, тоже не очень узнаю Яну Литвинову, с которой знаком уже больше четверти века. Но это же не значит, что она – ныне Яна Тоом – стала хуже. Напротив, из этакого сорванца в юбке, каковой она слыла в редакции «Молодежки», и одной из создателей потешной Партии Дураков Эстонии она превратилась в респектабельного политика европейского масштаба. Это плохо?

Так же точно и партия, которую создал и почти полжизни возглавлял «Эдгар Виссарионович», не могла, а точнее – не должна была оставаться неизменной. То обстоятельство, что до недавних пор она таковой фактически являлась, говорит отнюдь не в ее – партии – пользу. И именно с началом существенных перемен в своей внутренней и внешней политике Центристская партия (наконец-то!) получила возможность не просто войти в правящую коалицию, но сформировать и возглавить ее. Согласитесь, это дорогого стоит.

«Музыка на костях»

В дни моей ранней молодости, когда магнитофоны, даже катушечные, были еще в диковинку, у нас большой популярностью пользовались самопальные пластинки с несанкционированной музыкой – рок-н-роллом, буги-вуги и прочим тлетворным влиянием Запада, – записанной на рентгеновских снимках. Это было круто по двум показателям. Во-первых, исполнители: Элвис Пресли, Пол Анка, Бинг Кросби... А во-вторых, развеселый дизайн носителей. Пользуясь такими пластинками, мы ощущали себя если не флибустьерами, то уж, во всяком случае, где-то возле.

Не знаю, мнили ли себя морскими романтиками те, кто весело отплясывал нынче «на костях» несчастных Майлис Репс и Михаила Корба, или они получали кайф иного рода, но по степени испытываемого восторга эти люди явно походят на дорвавшихся до вожделенного адреналина тинейджеров. Правда, те, кто плясал запрещенный рок в 1950-х и 1960-х, никого не приносили в жертву своему увлечению, тогда как нынешние любители танцев на костях не успокаиваются, пока не схарчат хотя бы одного из тех, на ком оттягивались.

К слову (я уже писал об этом, но иногда не грех повториться), и Репс, и Корб сами сдали противникам козыри. У меня до сих пор и не укладывается в голове: почему политик, хоть и занимающий высокий пост, не имеет права публично высказать свою личную точку зрения? Это раз. А два – за каким чертом, скажите на милость, та и другой начали так усердно каяться и посыпать голову пеплом?! Да еще и неумело врать...

Я даже не хочу проводить аналогии с другими, ныне оппозиционными партиями, чьи члены допускали высказывания похлеще, чем невосторженный образ мыслей о НАТО. Бог с ними, с другими. Просто, я считаю, надо не только иметь собственную позицию, но и уметь ее отстаивать. А паче того – не обращать внимания на «псов лающих». Но этому маститые наставники их не научили...

Карабас-Барабас с человеческим лицом

Вообще взаимоотношения Сависаара с молодыми однопартийцами – тема особая. Говорят, когда ряды центристов покинул Денис Бородич, переметнувшийся к реформистам, «железный Эдгар» заявил, что нисколько этим не огорчен и за полгода обязуется изготовить еще десять таких бородичей. И изготовил. Ну, десять – не десять, но достаточное количество. А потом начал их «строить».

В этой сфере он выступает одновременно как папа Карло, стругающий одного Буратино за другим, и Карабас-Барабас, под чьим чутким доглядом его питомцы играют свои роли. И даже не обязательно при этом размахивает плеткой – можно ведь и другими способами добиться послушания: щедростью в распределении благ, красивыми должностями, то-сё... Получается как бы Карабас с человеческим лицом. Правда, подопечные при этом теряют инициативу и способность принимать решения (если она у кого-то из них вообще была), но это уже издержки производства.

Хотя основная ставка, конечно, на инициативных. Но тоже под отеческим присмотром. Вам надо примеров? Их есть у меня. Скажем, за строками письма премьер-министру и нынешнему лидеру партии Юри Ратасу, подписанного Ольгой Ивановой, Оудекки Лооне и Яной Тоом, явно брезжит добрая улыбка затворника хутора Хундисильма.

Но главная интрига разворачивается у нас на глазах в режиме онлайн. Ольга Иванова и Яна Тоом в открытую заявили о более чем реальной вероятности создания отдельных избирательных списков их имени. Пока, правда, неясно, будут ли это два списка или они объединятся, а также – будет ли создан особый «список Сависаара». Хотя по сути это уже мало что меняет: налицо явный раздрай и бунт на корабле во главе с Джоном Сильвером. А сопутствующие разговоры о том, что исключение бунтарей из ЦПЭ есть «самый скверный и глупый из возможных вариантов» уже не напоминают шантаж, а таковым на самом деле являются.

Однако, идя ва-банк, Носорог рискует переиграть самого себя. Любой альтернативный список автоматически, с предсказуемой неизбежностью, означает крах Центристской партии как хоть сколько-нибудь значимой политической силы. Тем более если при этом будет заявлено о формировании новой партии – Ново-Центристской или чего-либо похожего. Проиграют все. И ладно бы сами политики – они-то уж всяко найдут, чем заняться. А вот избиратели – как русские, так и эстонцы, голосующие за ЦПЭ, – останутся без реального представительства во властных структурах.

Увы, судя по всему, желание уйти, громко хлопнув дверью, преобладает. Хотя вообще-то действия «протестантов» больше напоминают принцип «назло теще выколю себе глаз – пусть у нее будет зять кривой».

Все, что нажито непосильным трудом

Актив у центристов и правда весьма неплох. Ежегодные доплаты пенсионерам («сависааровские» 1200 крон, ныне 76,7 евро, которые Юри Ратас обещает в следующем году довести до сотни); бесплатный общественный транспорт; строительство муниципального жилья для малообеспеченных семей; бесплатные обеды для школьников; сохранение среднего образования на русском языке...

Но почивать на старых, хоть и очень уютных, лаврах, больше не удастся. Требуется продолжить обновление партии, не разрушая ее. Шанс еще есть. Пока есть... Иначе будет потеряно все, что нажито непосильным трудом.

Снижение рейтинга в глазах русских избирателей – это, конечно, грустно. Но не смертельно. Природа стремится к равновесию, законы сохранения массы и энергии никто не отменял. Откололось некоторое количество русских, зато примкнуло примерно такое же число эстонцев. Ненормально, когда партия по факту ориентирована преимущественно на какую-то одну часть населения, тем более – по национальному признаку. Рано или поздно это повлечет за собой углубление раскола в обществе, дальнейшее деление на «наших» и «не наших». Оно нам надо?

Комментарии (1)
Copy
Наверх