Чечня глазами эстонца: слово Рамзана против законов России

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Порядок в доме! Под охраной весящего на стене управы одной из частей Грозного портрета Рамзана Кадырова, работники поликлиники подметают улицу.
Порядок в доме! Под охраной весящего на стене управы одной из частей Грозного портрета Рамзана Кадырова, работники поликлиники подметают улицу. Фото: Jaanus Piirsalu

Процесс над обвиняемыми в убийстве известного российского оппозиционного лидера Бориса Немцова красочно показывает, как некогда воевавшая за независимость Чечня сегодня живет по своим законам. На самом деле интеграции в экономическое, правовое и культурное пространство не произошло до сих пор. 

Жителям Чечни нужно придерживаться как минимум четырех норм: официальные законы России, правила ислама, сформировавшиеся за столетия местные нормы и «так сказал/приказал Рамзан». Последнее является самым главным правилом в Чечне. Против приказа руководящего и правящего на протяжении уже десяти лет Рамзана Кадырова выступить не решится никто, даже если это явно противоречит законам России.

Предварительное следствие по делу убитого два года назад прямо у стен Кремля Немцова и судебный процесс, который завершится в конце этой недели, показали, что при поддержке президента Владимира Путина Кадырову и его ближайшему окружению не страшны даже две самые сильные в России структуры - ФСБ и Следственный комитет.

После убийства Немцова оперативники ФСБ и следственная группа СК очень быстро поняли, что нити ведут к заместителю командира находящегося в Чечне российского батальона Национальной гвардии (бывшие внутренние войска) «Север» майору Руслану Геременьеву.

Адвокаты семьи Немцова теперь убеждены, что он, прямой командир обвиняющегося в исполнении убийства Заура Дадаева, был реальным организатором убийства.

Однако допросить Руслана Геременьева по делу Немцова не удалось ни разу, хотя в Грозном Postimees заверяли, что большую часть времени, пока шло предварительное следствие, он спокойно жил в своей родной деревне в Чечне.

Причина в том, что Геременьев входит в число ближнего круга родственников и знакомых правящего в Чечне Рамзана Кадырова: его дядя – представитель Чечни в верхней палате российского парламента, брат - командир батальона «Север» Адам Делимханов – депутат нижней палаты российского парламента и один из самых близких советников Кадырова.

Сам Кадыров открыто говорил, что Геременьев поступит правильно, если не позволит допросить себя по делу Немцова. Ко времени начала судебного процесса Геременьев по поддельным документам на всякой случай уехал за рубеж, писала «Новая газета». В России немыслимо, чтобы насколько важный свидетель по такому важному делу – да еще и высокопоставленный военный – мог беспрепятственно покинуть страну.

Работавший в Чечне много лет известный правозащитник Игорь Каляпин сказал Postimees, что происходящее вкруг майора Геременьева - нормальная практика для Чечни. По его словам, в ближайшем окружении Кадырова немыслимо выдавать кого-то из его членов. Это бы сразу ослабило авторитет Кадырова в Чечне.

«Я видел в Чечне, как следователь Следственного комитета не смог допросить даже рядового члена кадыровской полиции (речь идет о полиции Министерства внутренних дел Чечни, подчиняющегося Москве, структуре, стоящей отдельно от Следственного комитета Я.П.), - рассказал Каляпин. – Я видел, как следователя Чеченской прокуратуры (прокуратура подчиняется Министерству юстицииЯ.П.) избили за то, что он посмел отправить повестку на допрос полицейскому Шалийского района. Пришел его руководитель и ударил следователя по лицу в его кабинете».

«Там есть такое понимание, что мы, например, полицейские - одна банда, а они, в Следственном комитете - другая банда и нужно показать, что наша банда сильнее, чем их, а потому у них нет права нас допрашивать», - добавил Каляпин, организация которого «Комитет против пыток» в течение многих лет занималась темой защиты прав человека в Чечне. На контору комитета неоднократно нападали и поджигали ее, нередко нападали и на работников организации, в том числе, и на самого Каляпина.

Главный редактор лучшего интернет-агентства, поставляющего новости Северного Кавказа, "Кавказский узел", Григорий Шведов также согласен, что следствию препятствовали на самом высоком уровне в Чечне, поскольку это касалось людей из ближайшего окружения Кадырова.

«Власти Чечни прятали от следственных органов организаторов убийства, которых адвокаты семьи Немцова считают важными людьми в республике, - подтвердил Шведов. – Это неудивительно, поскольку таким образом власть защищает саму себя».

Майор Геременьев – это лишь один пример «особого положения Чечни». Случаев, когда законы России в республике не исполняются, много: коллективное наказание семей участников террористических атак (от сожжения домов до высылки из Чечни), нелегальное задержание и пытки гомосексуалистов, сбор десятины с зарплат чиновников в Фонд Ахмата Кадырова, а также их принудительное участие в субботниках и массовых мероприятиях (в том числе, посещение игр футбольного клуба «Терек» (Грозный)), «добровольные» пожертвования частных фирм в Фонд Ахмата Кадырова (которые могут достигать 50 процентов от прибыли), отъем машин у пьяных водителей и так далее. На официальном совещании перед телекамерами Кадыров приказал расстреливать наркоманов, но, насколько известно, так далеко еще не зашли.

«Если Рамзан прикажет, то мужчины-министры начнут и платочки носить», - иронично охарактеризовал предприниматель из Грозного силу слова Кадырова. Он намекнул на то, что по воле Кадырова все работающие на государственных должностях женщины должны носить головные платки, хотя по российским законам ничего подобного требовать нельзя.

Кремль уже много лет смотрит на самоуправство Кадырова и его ближайшего окружения сквозь пальцы, несмотря на растущее недовольство самой сильной в России спецслужбы – ФСБ, утверждает независимая российская пресса. «Эти феодальные отношения, это – вассалитет», - весьма точно охарактеризовал отношения российского президента Владимира Путина и Рамзана Кадырова один из грозненских чиновников.

«Если Путин официально говорит, что Кадыров ему как сын, то, конечно, все понимают, что он никакой не обычный губернатор, а особа приближенная, - сказал Игорь Каляпин. – Служившие в Чечне генералы говорили мне, мол, пойми: пусть я всю жизнь проработал в Следственном комитете или в ФСБ, но достаточно одного звонка Рамзана Кадырова Путину - и завтра меня отправят на пенсию».

Против ФСБ и Следственного комитета, кроме Путина, у Кадырова возник еще один сильный союзник: созданная для борьбы с внутренними врагами Национальная гвардия (по сути, бывшие внутренние войска) и ее руководитель, бывший руководитель личной охраны Путина, генерал Золотов. Золотова и Кадырова считают очень хорошими знакомыми, генерал лично неоднократно бывал в гостях у чеченского лидера. Во время расследования убийства Немцова Национальная гвардия – где служат или служили и Руслан Геременьев, и Заур Дадаев – по сути, игнорировала все обращения следователей.

В российских СМИ из правила «так сказал/приказал Рамзан» сложился миф, согласно которому в Чечне железный порядок и вся жизнь идет строго согласно его распоряжениям: даже муха не пролетит через Чечню без ведома Кадырова.

«Реальность обычно сложнее. Если это принципиальная тема, то слово Рамзана на самом деле играет важнейшую роль. Но это должна быть важная, политическая тема», - сказал Postimees главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов, который считает, что созданное о Чечне впечатление, как о регионе России с железным порядком, – стереотип. «“Слово Кадырова“ – это такой пропагандистский муляж, который призван показать, что он управляет этим регионом авторитарно. На самом деле всеми российскими регионами управляет коррумпированная бюрократия – которая является мотором всей системы, а не даже самый влиятельный губернатор. В Чечне также бюрократия коррумпирована, и она играет очень большую роль».

Россия для элиты и чиновников более низкого уровня Чечни полезна прежде всего тем, что можно копить имущество благодаря снабжению федеральными деньгами из Москвы. Это главный мотиватор и мотор всей местной деятельности. Коррумпированные чиновники не обожествляют Кадырова: они всего лишь хотят получить как можно больше прибыли на своих местах. Если Кадыров это позволяет, то они его поддерживают.

«В Чечне много тех, кто поддерживает Кадырова только на словах, а на самом деле нет, - утверждает Григорий Шведов. – Это карьеристы, как и в советское время, цель которых – украсть денег. Это их цель нахождения у власти».

В то же время в Чечне быстро понимаешь, что там нет типично российской проблемы с исполнением распоряжений, идущих сверху. Ни один чиновник в Чечне не оставит распоряжение Кадырова не выполненным, поскольку за это они могут поплатиться своим здоровьем, а жаловаться некому. В Чечне тому полно примеров.

Но во время неофициального общения с чеченскими чиновниками и жителями Грозного сложилось впечатление, что, несмотря на порядок крепкой руки, в местных жителях живет внутренний протест. Чеченцев, которые ненавидят Кадырова и его окружение, достаточно. «Кадыров знает, что если с его властью что-то произойдет, ему придется иметь дело со многими, кто жаждет кровавой мести», - сказал один предприниматель.

Алкоголь по паролю

Внешне Чечня – самый исламский регион России: там находятся самые грандиозные мечети России.

Большая мечеть является обязательным элементом каждого города или поселка. Их строят или за счет Фонда Ахмата Кадырова, или при финансировании местных бизнесменов. Официально предприниматели финансируют строительство мечетей добровольно, но многие в этом сомневаются.

Если в других частях Северного Кавказа в связи с рамаданом (пост у мусульман) и праздником Ураза-Байрам объявили один свободный день, то Кадыров дал своему народу целых три дня (26-28 июня).

Новшеством Рамзана Кадырова считается празднование дня рождения пророка Мухаммеда в середине декабря, что в других мусульманских странах считается необычным.

Впервые этот день официально отпраздновали в 2009 году, а в последний раз – в прошлом. Это не является широко почитаемым праздником в исламе, у большинства есть только Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.

В Чечне теперь совершенно запрещено продавать алкоголь. Если несколько лет назад можно было найти магазины, в которых утром в течение нескольких часов можно было купить алкоголь или в ресторане можно было выпить за занавеской, то после семи аварий с погибшими, в которых были виноваты пьяные водители, от лицензий на продажу алкоголя отказались последние магазины и рестораны.

В Грозном с населением в 300 000 человек спиртное теперь продается только в одном продуктовом магазине, который расположен рядом с военной базой в Ханкале. Причина в том, что там обслуживают российских офицеров и контрактников. Зато теперь в Грозном появились магазины и кафе, в которых продают алкоголь из-под полы: для этого нужно назвать определенный пароль. Алкоголь там не дороже, чем в других местах, а работают они, конечно же, только благодаря коррупции подчиняющейся Кадырову полиции. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх