Эдвард Лукас: встреча Трампа и Путина (1)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Владимир Путин и Дональд Трамп.
Владимир Путин и Дональд Трамп. Фото: STAFF/REUTERS

Трамп слаб, а Путин еще слабее, считает колумнист Эдвард Лукас в колонке на BNS.

"Нам нужно поговорить". Об этом США и Россия могут договориться, а саммит Большой двадцатки в Гамбурге идеален для диалога, потому что предлагает различные варианты — от полноценной официальной до постановочной неформальной встречи, в которую обе стороны инвестировали бы минимальный политический капитал. Но лучше всего не возлагать на это слишком больших надежд.

В рациональном мире повестка дня двух лидеров была бы полна требующих срочного решения проблем. Силы США и России и их союзники опасно близки к столкновениям в Сирии. Пугающе близкие к столкновению встречи (между военными самолетамиBNS) над Балтийским и Черным морями стали практически обычным делом.

В сентябре начнутся масштабные российские военные учения «Запад-2017», которые вызывают дрожь у государств линии фронта НАТО — Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. Война на Украине (кинетическая и в киберизмерении) продолжается в патовой дипломатической ситуации. От режима контроля над вооружениями, который мир унаследовал в конце холодной войны, остались руины. Добавьте к этому санкции, игры разведки и разногласия по вопросам Арктики — и вы получите достаточно материала для целой серии саммитов, а не для одной встречи.

Несмотря на это, общение между Вашингтоном и Москвой во многом приостановилось. Единственной фактической встречей на высшем уровне, состоявшейся в течение президентского срока Трампа, на данный момент остается злосчастный майский инцидент в Овальном кабинете, ставший скандальным как из-за чрезмерной секретности (для освещения этого события не пригласили ни одно СМИ США), так и из-за чрезмерной откровенности (Трамп бестактно рассказал о полученных от Израиля данных разведки).

В разумном мире на уступки пошла бы Россия. Показная храбрость и решительность Кремля обманчивы: экономика РФ, по масштабу сравнимая с экономикой Калифорнии, переживает застой. Низкие цены на нефть подорвали успех амбициозной программы Путина по модернизации армии. Дипломатия кажется сильной, но по сути является слабой. Пока Китай переживает рост, Россия переживает спад.

Главной причиной, по которой Россия может торговаться с Трампом, является то, что США за полгода почти беспрецедентным образом утратили глобальный престиж, которым обладали еще недавно.

Новое исследование общественного мнения Pew показывает, что всё больше людей по всему миру готовы доверять скорее Путину, чем Трампу. Когда лидер США встретится с коллегами по Большой двадцатке, те будут говорить с ним с осторожной жалостью. Такого же обращения удостоится Тереза Мэй из Великобритании, представляющая еще одно государство, бросающееся в геополитическую пропасть.

Страхи не касаются в столь же значительной мере слабой стратегии. Сейчас немногие ждут от Трампа «большой сделки» с Россией за счет европейской безопасности и в обмен на помощь в борьбе с терроризмом и уступки в области торговли и инвестиций. Союзники США рассчитывают на то, что президентский срок Трампа характеризуется парализованностью и противоречиями. Возможностей принять плохие решения много, но они были бы неэффективны, если бы их осуществили.

Между тем другие страны и институты продолжают прежнюю работу. Конгресс занял ведущую роль в закреплении санкций против России. Сверхмощная энергетическая промышленность США превышает энергетическое "оружие" Кремля в Восточной Европе. Трамп посетит Польшу, чтобы отметить недавнее прибытие в этот уголок Европы первого танкера США со сжиженным природным газом.

Президент явно представит как блестящий шаг либерализацию нефтегазового экспорта США. С меньшей вероятностью он признает, что это итог сформированной с большим опозданием политики прошлого кабинета правительства. Принимающие его польские консерваторы и националисты все равно порадуются. Больше никто на это внимания не обратит.

Попытки РФ расколоть Европу по принципу «разделяй и властвуй» во многом потерпели неудачу. Вмешательство в выборы во Франции не удалось. В правительстве и при президентстве Эммануэля Макрона распространено воинственное отношение к России в масштабах, каких Франция не видела уже очень давно.

Если Ангела Меркель осенью вернется на четвертый срок после вроде бы неизбежной победы на выборах в Германии, Кремль станет одной из ее основных мишеней. Она и Макрон единодушны в том, что касается Кремля (и многого другого). Плацдармы влияния России — Венгрия, Греция, Болгария — выглядят жалко рядом с новой франко-германской осью.

Поражение потерпели и попытки России запугать своих соседей. Не состоящие в НАТО Финляндия и Швеция укрепляют обороноспособность и быстро увеличивают региональное военное сотрудничество. НАТО разместил в "прифронтовых" странах силы, которых было бы недостаточно для противостояния полновесному нападению со стороны России, но которых определенно хватит, чтобы заставить Кремль отказаться от мыслей о быстром и безболезненном захвате территорий. Военная карта Европы еще никогда после 1991 года не была столь неблагоприятной для России.

Короче говоря, отсутствие руководящей роли США прискорбно, но не смертельно. Остальные страны Запада учатся справляться самостоятельно. Россия по привычке разыграла блестящую тактическую игру и загнала себя в стратегический тупик.

Ярче всего это демонстрируют последствия прошлогоднего вмешательства России в выборы президента США. Не будем говорить о том, сыграло ли оно решающую роль и было ли его реальной целью помочь избранию Трампа (на мой взгляд, план РФ, куда вероятнее, заключался в том, чтобы навредить Хиллари Клинтон и посеять раздор). Результат — безжалостно пристальное внимание к политике Трампа в отношении России.

Если он попытается пойти на уступки, скажем, вернуть России два использовавшихся в качестве разведывательных баз жилых комплекса, его ждут яростные нападки. Если он затеет пусть даже робкие дипломатические переговоры, союзники сочтут это предательством. Если Трамп не сделает ничего, он не оправдает репутацию человека, умеющего заключать сделки, — репутацию, которой гордится. Скорее всего, Трамп прибудет на встречу в состоянии гротескной неподготовленности, а результаты будут предсказуемо хаотичными.

Наблюдать за внешнеполитическими мучениями Трампа, может, и весело, но на практике Кремлю от них мало пользы. Слабость США и правда создала вакуум — на Ближнем Востоке, в Восточной Азии, в Латинской Америке и Африке. Главный вывод на данный момент прост: это не те шансы, которые могла бы использовать Россия.

Встреча между Трампом и Путиным пройдет в обстановке повышенного внимания и несомненно даст много материала для развлекательных репортажей (как они разберутся с рукопожатием? будет ли Трамп писать в Twitter о встрече в реальном времени?). Если оставить в стороне элементы шоу, оба лидера попытаются преодолеть последствия собственных ошибок, ограничивающие их действия.

Комментарии (1)
Copy
Наверх