Яанус Карилайд: Яна Тоом скучает по теплым объятиям Партии реформ (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яанус Карилайд.
Яанус Карилайд. Фото: Liis Treimann

Центристская партия все никак не может прийти к соглашению, идти на местные выборы единым списком или нет. Ситуация должна проясниться в пятницу. Портал Postimees публикует в сокращенном виде интервью вице-председателя Центристской партии Яануса Карилайда для издания Lääne Elu.

- Прояснится ли наконец к завтрашнему дню ситуация?

- Думаю, да. Большая и могущественная партия не может позволить себе продолжать этот балаган.

- Противоречия с Яной Тоом вообще решаемы?

- Решаемы, если Тоом хочется остаться в политике. Пожалуй, она это и сама понимает.

- Какова вероятность, что Яна Тоом вместе со своими сторонниками все-таки отколется от партии?

- Мне кажется это маловероятным. Если кто-то из них отколется, тем самым он изолируют себя, и его влияние на политику Эстонии будет ничтожным. Лично я больше не терпел бы это давление через СМИ и разрешил бы Тоом спокойно уйти.

- Тоом может создать свою партию. Русскую партию.

- Не имею ничего против, но это означало бы следующую работу: найти спонсоров, членов, расписать идеологию. Я не думаю, что это возможно. Время, когда можно было на этнической основе создать русскую партию, прошло. Гераклов подвиг Эдгара Сависаара, что эта опасность миновала.

- Если бы Яна Тоом все-таки ушла, как бы это повлияло на партию?

- Это бы имело неприятные последствия и привело к хаосу, но я бы не драматизировал. В среднесрочной перспективе пробелы заполнились бы быстро. В свое время ушел Денис Бородич, который набрал на местных выборах больше голосов, чем Яна Тоом, более 6000. У нас длинная скамья русских политиков: Михаил Корб, Михаил Стальнухин, Владимир Вельман, Михаил Кылварт, из молодого поколения - Максим Волков, очень талантливый и сильный русский политик, и Ольга Полиенко.

Тоом сильно ошибается, когда полагает, что только она общается с русскоязычным сообществом. У меня есть русские друзья и коллеги, которые ведут совсем другие разговоры. Отрицание символов эстонских праздников важно только в ее голове, это искусственно созданное заветное желание, которое находит отклик у меньшего количества людей, чем она сама пытается показать.

- Но все-таки, зачем Яна Тоом все это делает?

- Это часть ее рекламной и избирательной кампании. Если спросить, почему Тоом красуется на одной фотографии с Асадом, почему проскальзывают фразы, что ей не нравятся братья по НАТО, какая от них польза... Все это создает резонанс, приводит к конфликтной ситуации в русском и эстонском сообществах. Одним нравится, других раздражает. Тех, кого раздражает, хватает. Тоом ищет для ведения своей политики, для усиления раскола топливо, или прибегает к сложным политическим играм. Ей нравится примитивный подход.

- Вы одобряете такие методы?

- Есть темы, которые священны для эстонских людей. А когда говорят, что эстонский язык и народ вымрут через какое-то время... Мы верим, что этого не произойдет, это наша религия. Когда кто-то говорит нам, что мы не сохраним язык и национальность, это не очень государственно.

Вопрос в том, где проходит черта высказываний. Мне кажется, что Яна Тоом эту черту пересекла. Ведя себя подобным образом, Тоом скучает по теплым объятиям Партии реформ. Во время создания коалиции с IRL именно она нахваливала Партию реформ. Ее политическое ДНК подходит больше Партии реформ и IRL.

Читайте интервью в полном объеме в Lääne Elu.

Наверх