Правительство должно не множить предписания, а давать людям возможность жить своей жизнью во всей ее несовершенстве – ведь это и есть часть радости быть человеком, уверен депутат парламента, реформист Вальдо Рандпере.
Вальдо Рандпере: Большой Брат в спальне нам не нужен! (6)
Прошло много лет со времени, когда я ходил в школу, но воспоминания постоянно возвращаются. В нашей школе учительницей химии была, если говорить вежливо, пожилая госпожа, а если откровенно – одна злая тетка. Наверняка жизнь по-своему ее потрепала, и здоровье у нее было так себе, но это всё – скорее объяснение, а не оправдание. Ее имя я помню, но не напишу. За ее спиной все звали ее Юулой.
Злобность Юулы выражалась в том, что когда на нее накатывало плохое настроение, она вставала утром у школьного крыльца и, уперши руки в боки, измывалась над школьниками в самом прямом и больном смысле слова. Особенно издевалась над девочками, мальчиков особо не трогала. И чем красивее была девчонка, тем больше придиралась к ней Юула.
Она совершенно самостоятельно и по собственному почину выработала требования к внешнему виду, которым были обязаны соответствовать все и каждый. Что не нравилось Юуле? Во-первых и главных – короткие юбки. Поскольку никто кроме нее не знал, насколько длинной должна быть юбка в данный конкретный день, Юула гнала девочек домой переодеваться как бог на душу положит. Девочку, юбка которой казалась Юуле слишком короткой, в школу не пускали. Что, в свою очередь, означало, что позже учителя станут брюзжать по поводу беспричинного отсутствия учениц на уроке.
Еще Юула терпеть не могли накрашенных ногтей. Поскольку она были учительницей химии, у нее в кармане всегда имелась бутылочка с ацетоном, так что учениц с крашеными ногтями она домой не гнала: лак с ногтей Юула смывала тут же, у лестницы. Завитые волосы тоже не пользовались у нее успехом. Если девочка приходила в школу завитая, Юула вела ее в туалет, совала ее голову под кран и мочила волосы, чтобы те распрямились.
По итогам этой акции все девочки в школе становились маленькими старушками в длинных юбках, с прямыми волосами и ненакрашенными ногтями. Стал ли от этого кто-то счастливее?..
В защиту Юулы нужно сказать, что она была хорошей учительницей химии. Свой предмет она знала – и умела его преподать. Что доказывает: даже в самой темной душе всегда есть участок посветлее. Только иногда его сложно отыскать.
Читатель спросит: зачем я вообще обо всем этом рассказываю? Просто потому, что за последние полгода я обнаружил: в Эстонию словно бы проникает общество подобных Юул. Что на всех нас теперь смотрят как на трудновоспитуемых подростков, которые не в состоянии сами понять, что им есть-пить и во что одеваться.
Мы превращаемся в страну-опекуна, в которой умные дяди и тети на Тоомпеа решают всё это за нас. Они-то знают, что нельзя пить сладкие напитки, нельзя носить платкиё, нельзя продавать в школе булочки, нельзя делать татуировки, что алкоголь и табак вредны, что большие автомобили – от дьявола, что много зарабатывать нельзя, что мы должны даже в спальне думать о стоящих перед страной задачах и так далее, и так далее.
Мне опекунов не нужно, и я считаю, что огромное множество эстоноземельцев может само решить, что и как. Мы все знаем, что одни вещи полезны, а другие – нет. Но дайте нам возможность решать самим! Оставьте нам возможность быть людьми во всем нашем несовершенстве – это и есть часть радости быть человеком.
Мы хотим сами решать, будем мы есть булочки или нет, выпьем что-либо или перебьемся, и уж точно не нужны нам ценные указания Большого Брата о том, что делать в спальне. Даже если этот Большой Брат – глава IRL. Или – особенно если это он.
Я совсем не хочу утверждать, что правительство или большинство в парламенте – глупцы. Напротив, как Юула была хорошей учительницей химии, так и у них свои светлые стороны. Дайте проявиться этим сторонам, займитесь тем, чем вы обещали заняться, – помогите развиваться экономике Эстонии.
До сих пор вы своей политикой скорее ставили палки в колеса, чем их смазывали. Людям Эстонии не нужен коллективный опекун и руководство по поводу нашей личной жизни. Мы и сами справимся. А вы перетерпите.
Перевод с эстонского.