Юхан Меллик: Китай против Интернета

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юхан Меллик.
Юхан Меллик. Фото: Tairo Lutter / Postimees

Китай собирается окончательно ограничить свободу Интернета, пишет журналист Postimees Юхан Меллик.

Переезжающий в Китай человек должен очень быстро приспособиться к особенностям местного Интернета. Особенно сильно подавляет это именно эстонцев, привыкших к цифровому государству.

Во-первых, при заключении договора вам придется провести больше часа в душной конторе, в которой работников за множеством столов от силы два-три, а потом заполнить и подписать документы, из которых можно составить роман. Хорошо, это культурная особенность, к тому же понятная.

Куда больше нервирует то, что по крайней мере пять лет назад для изнеженного Эстонией человека Интернет в Китае был безумно медленный. И, конечно, самое главное: все страницы, скрытые за «великим китайским файрволом». Прощай, Youtube, прощай, New York Times. Если у кого-то вызывают интерес материалы непристойного содержания – попрощайтесь и с ним тоже.

Впрочем, человек, как известно, находчив, и китайский файрвол можно обойти. Для людей, которые ценят свободу и живут в Китае – и других странах, где существует цензура, – предназначена такая услуга, как виртуальная частная сеть или VPN. Платишь в месяц примерно двадцать долларов – и можешь ходить на любые сайты, каких душа пожелает. Медленнее, чем дома, но все-таки.

Само собой, этой услугой пользуются в основном иностранцы, но и деятельная местная молодежь – тоже.

Явно имея в виду последнюю, Пекин заявил недавно, что хочет в течение года все такие сети запретить. Срок: февраль 2018 года. Такой приказ получили все три крупнейших государственных интернет-провайдера.

Критика властей и системы в Китае – вещь деликатная. Обычно в кругу своих можно говорить обо всем, а когда выступаешь публично, нужно осознавать границы. В отношении властей более низкого уровня недовольство выражать можно, чтобы сверху могли приказать навести порядок. Блоги и интернет-форумы для властей – скорее средство оценивать умонастроения народа.

Но чем выше уровень управленцев, тем менее терпимы власти к критике. Государство, компартию и ее легитимность критиковать нельзя вообще. Компартия КНР священна и неприкосновенна, и сомневаться в ней нельзя.

Возможно, гайки закручиваются сегодня потому, что осенью состоится собирающийся раз в пять лет съезд партии, на котором переизберут высших руководителей страны (почти определенно лидером КНР останется Си Цзиньпин).

Если бы Пекин посмотрел на дело шире, он наверняка понял бы, что для иностранцев более жесткий контроль над Интернетом выглядит пугающе. Особенно для сотрудников филиалов зарубежных фирм.

Входящий в число самых влиятельных людей мира китайский писатель и автогонщик Хань Хань в 2010 году сказал про свободу Интернета: это исторический процесс, остановить его нельзя. В тот момент из Китая как раз ушел Google.

Остановить, может, и нельзя, но пока до свободы дойдет, времени пройдет немало.

Перевод с эстонского.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх