Вадим Штепа. «Россия без Путина, Интернет без цензуры!» (4)

Вадим Штепа
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Депутат Ирина Яровая, один из авторов скандальных законов, ужесточающих контроль российских властей над Интернетом.
Депутат Ирина Яровая, один из авторов скандальных законов, ужесточающих контроль российских властей над Интернетом. Фото: Fadeichev Sergei/ITAR-TASS

21 июля российская Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законы о регулировании деятельности мессенджеров и запрете средств обхода блокировок запрещенных сайтов. О том, что любые такие попытки исторически обречены, пишет колумнист портала Rus.Postimees Вадим Штепа.

Отныне администраторы мессенджеров должны требовать от пользователей паспортной идентификации (в России SIM-карты продаются только по паспорту), а анонимайзеры и VPN-сервисы, предоставляющие доступ к заблокированным в России сайтам, будут заблокированы сами. Кроме того, новый закон обязывает администраторов поисковых систем удалять ссылки на заблокированные страницы.

Ждем запрета алфавита

В РФ это очередное ужесточение информационной политики традиционно оправдывается необходимостью борьбы с терроризмом. Если, однако, вспомнить историю, этим мотивом вообще объясняется множество сокращений гражданских прав и свобод, произошедших в путинские годы. Например, отмена прямых и «нефильтрованных» губернаторских выборов в 2004 году также объяснялась борьбой с терроризмом. Ей же мотивировалось и последующее ужесточение закона о митингах и демонстрациях. Вероятно, в преддверии президентских выборов 2018 года российская власть решила накрепко «затянуть гайки» – и, учитывая стремительное развитие информационных технологий, не во всем подконтрольных государству, основной удар пришелся именно по ним.

Борьба с терроризмом здесь – лишь отвлекающий ярлык, хотя и призванный запугать общество. На самом деле за последние годы российская власть в информационной сфере ведет яростную борьбу с политической оппозицией. Так, уже несколько лет в России заблокированы сайты Kasparov.ru, Grani.ru и другие страницы, представляющие альтернативную официозу точку зрения. На прошлой неделе Роскомнадзор заблокировал информационно-аналитический сайт Freeingria.org, который создали петербургские и ингерманландские регионалисты.

Особенный контраст чувствуется в сравнении с Эстонией, которая, напротив, активно развивает технологии «цифрового государства» и в рейтинге организации «Репортеры без границ» занимает 12 место в мире по свободе прессы. Место России в том же рейтинге – 148-е.

Жесткая борьба с Интернетом в России началась с принятием в прошлом году «закона Яровой», который обязал всех провайдеров и операторов связи хранить весь трафик своих пользователей в течение полугода. Указание специалистов на то, что хранение такого объема информации (все посещенные сайты, записи в блогах, телефонные разговоры, SMS и так далее) потребует от бизнеса колоссальных затрат, законодателей не остановило. Не остановили их и нарекания правозащитников: подобные меры нарушают конституционное право на тайну переписки. Фактически, каждый житель России отныне объявлен подозреваемым!

Весьма показательно, что государство уже перешло от борьбы с оппозиционными идеями к борьбе с самими инфотехнологиями. По новому закону если какой-то оппозиционный сайт читают через анонимайзеры, будут заблокированы сами анонимайзеры. Блогеры уже печально шутят: если террористы при передаче сообщений пользуются буквами, скоро ли Роскомнадзор запретит алфавит?

ВКонтакт как полигон борьбы с экстремизмом

Здесь довольно показательна история с известным российским программистом Павлом Дуровым. В 2006 году он создал социальную сеть «ВКонтакте», и первые годы своего существования она пользовалась репутацией «самой свободной» – в ней не было ограничений по контенту, которые есть даже в Facebook. Но в 2014 году (с началом российско-украинской войны) все изменилось. Дурова фактически вынудили продать ВКонтакте российскому государственному холдингу Mail.ru Group, а сам программист вскоре покинул Россию, опасаясь репрессий из-за своих оппозиционных взглядов.

С тех пор социальная сеть ВКонтакте стала своего рода полигоном для «борьбы с экстремизмом». С 2014 года полиция и спецслужбы РФ возбудили тысячи уголовных и административных дел против пользователей этой сети. Причем поводом для преследования могут стать даже не (условно) экстремистские записи, а просто историческая фотография, репост или лайк.

Уехав из России, Павел Дуров и его команда разработали популярный мессенджер Telegram. В текущем году и он оказался под угрозой: Роскомнадзор потребовал от администраторов Telegram предоставить сведения для внесения в единый реестр «организаторов распространения информации». В противном случае «роскомнадзиратели» пообещали заблокировать мессенджер в России – несмотря на то, что у него миллионы пользователей (а по всему миру – десятки миллионов).

В конце июня стало известно, что Telegram и Роскомнадзор пришли к компромиссу. Павел Дуров согласился передать российским властям только регистрационные данные своей компании (впрочем, они и так всегда были в открытом доступе), а Роскомнадзор включил Telegram в официальный реестр. Однако Дуров заявил, что власти РФ не получат никакого доступа к переписке пользователей мессенджера. Российский портал РБК называет этот компромисс «временным»: летом 2018 года в России вступают в силу законы, требующие от всех операторов хранить переписку пользователей на российских серверах и предоставлять их спецслужбам.

Российским спецслужбам, оказывается, принцип работы современных мессенджеров незнаком. Они требуют от администраторов передать им «ключи шифрования» сообщений, но не понимают, что это невозможно технически. Сама технология end-to-end (оконечное шифрование), которая используется в Telegram, такова, что «ключами» владеют только отправитель и получатель сообщения. Именно эта технология обеспечивает привлекательность мессенджера для пользователей с одной стороны и вызывает острое неприятие его у Роскомнадзора и ФСБ с другой.

Может ли Россия победить Интернет?

Дуров отмечает: «Чтобы победить терроризм путем блокировок, придется заблокировать весь Интернет». Однако российские спецслужбы мыслят категориями прошлой эпохи. Интернет и технологии мессенджеров для них враждебны именно как независимая информационная среда, а вовсе не из-за терроризма. И они умеют действовать только старым советским методом тотальных запретов.

...Американский поэт и киберлибертарианец Джон Перри Барлоу еще на заре интернет-эпохи, в 1996 году опубликовал «Декларацию независимости Киберпространства». Документ оказался пророческим:

Правительства индустриального мира, вы, бессильные гиганты из плоти и стали, я пришел к вам из Киберпространства, нового дома Разума. Во имя будущего я прошу вас, живущих в прошлом, – оставьте нас. Вы – незваные гости среди нас, и ваша власть не простирается туда, где собираемся мы... В Китае, Германии, Франции, России, Сингапуре, Италии и Соединенных Штатах вы пытаетесь отразить атаку вируса свободы, устанавливая пограничные посты на границах Киберпространства. Они могут задержать заразу на короткое время, но не сработают в мире, который скоро будет полностью покрыт средой, переносящей потоки битов.

Государства и правда не могут победить Интернет. Они способны ему лишь мешать – как в свое время в СССР глушили «вражеские радиоголоса». Но советская система проиграла, потому что ее собственной пропаганде уже никто не верил. И видимо, история повторится...

В воскресенье, 23 июля в Москве прошла массовая акция «За свободный Интернет», которую удалось согласовать с властями лишь с третьей попытки. Ее участники выступали против закона о мессенджерах, запрета анонимайзеров и VPN, закона Яровой и цензуры в Сети. Было много лозунгов в поддержку арестованного математика Дмитрия Богатова, которого обвиняют в «призывах к массовым беспорядкам», хотя он всего лишь содержал выходной сервер анонимной сети Tor.

Участники марша шли с плакатами «Без цензуры и диктатуры», «Свобода слову везде и всегда», «Слово правды сильнее цензуры», «Запрещаем запрещать», «Интернет не запретить, лучше Думу распустить», «Россия без Путина, Интернет без цензуры», «Долой полицейское государство», «Свободный интернет — свободная страна».

Даже эти лозунги показались полицейским «экстремистскими» – и они задержали нескольких участников марша. Государство прошлой эпохи отчаянно борется со свободным информационным обществом.

Комментарии (4)
Copy
Наверх