Дефицит информации

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

17 000 пенсионеров не знали об освобождении от налога.

Возможно, что некоторые пенсионеры, которые по неведению не подали заявление на освобождение от налога, рассматривают это как своеобразный налог на коммуникацию — за недостатки в информировании они «премированы» дополнительным подоходным налогом.

Однако большинству этих людей (а таких около 17 000 человек) не до шуток. Утешает лишь мысль, что при предоставлении декларации о налогах есть возможность получить переплаченные за последние три года деньги назад.

В некотором смысле возникновение подобной ситуации было неизбежным: до тех пор, пока люди обязаны предоставлять заявление, всегда найдутся такие, кто этого не сделает, поскольку им об этом ничего не сказали или они забыли это сделать.

Но столь большое количество неинформированных людей указывает на то, что речь идет все-таки о недостатках в системе. И хотя в Департаменте социального страхования утверждают, что при оформлении пенсии людям рассказывают об их правах, данная цифра свидетельствует о другом — что не везде и не всегда рассказывают так, чтобы поняли однозначно.

Требование подавать заявление вновь вынуждает задаться вопросом относительно дееспособности электронных услуг со стороны государства. Департамент социального страхования выплачивает пенсии, а Налоговый департамент собирает налоги.

Для осуществления функций этих учреждений есть современные компьютерные программы и базы данных, но почему-то между собой эти базы не взаимодействуют, и поэтому чиновники не могут узнать, работает пенсионер или только получает пенсию по старости. Человек должен сам помнить, куда, кому и какие бумаги следует предъявить.

Требование подать заявление на освобождение от налога напоминает историю, которую рассказал один из читателей Postimees. Этот человек хотел заказать себе на дом избирательную урну, чтобы принять участие в голосовании, однако для этого понадобилось написать заявление.

Читатель рассудил так: если уж я смогу добраться до почты, чтобы отправить письмо с заявлением, глядишь, в день выборов как-нибудь сумею добраться и до избирательного участка.

Можно было бы спросить, а для чего тогда существуют социальные работники или члены семьи, но ведь пенсия по старости еще не означает, что человек автоматически нуждается в посторонней помощи.

В большинстве случаев люди справляются с повседневными делами сами до глубоко почтенного возраста, если, конечно, знают, что конкретно нужно делать. Сказать «вся информация вывешена у нас на сайте» — не вполне адекватный подход, поскольку одни пенсионеры умеют пользоваться дигитальными услугами, а другие — нет.

Конечно, финансовые дела не должны оставаться в неопределенности. Компьютерные системы должны взаимодействовать между собой так, чтобы чиновникам поступала информация о людях, которые переплачивают налоги. Если это невозможно, следует обеспечить такой уровень информирования населения, чтобы каждый пенсионер знал, какие конкретно бумаги от него требуются.

Комментарии
Copy
Наверх