Ээрик-Нийлес Кросс: борьба лесных братьев была благородной, законной и оправданной (9)

Ээрик-Нийлес Кросс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ээрик-Нийлес Кросс
Ээрик-Нийлес Кросс Фото: Arno Saar/Õhtuleht

Нашу историю вовлекли в ведущуюся против нас инфовойну, и нам нельзя сдать ее без боя, как мы это частенько делали, предупреждает член парламента, реформист Ээрик-Нийлес Кросс.

Мне было шесть или семь лет, когда летом 1974 года я впервые услышал о лесных братьях. Родители послали меня на лето в деревню к двоюродной тете, в Кумна близ от Кейла.

У тети Бениты Ребане была старая жилая рига и развалившийся амбар. На некогда большом хуторе, на землях, где родились предки моей мамы, действовал совхоз, и из 60 коров Ребане оставили одну. В гости к Ребане приходила другая старушка, она была замужем за дядей Фрицем. Дядя Фриц был из Коорасте в Вырумаа. Теперь я знаю, что дело было после второго июня.

Так или иначе, случилось это за садом Ребане, где я с тетей Бенитой собирал землянику. «А ты знаешь, что в лесах еще есть мужчины, которые за нас сражаются?» – спросила тетя Бенита. Я не знал и не до конца понял вопрос. И тетушка рассказала мне, кто такие лесные братья.

Юло Альтерманн чистит автомат, за его спинй слева направо Эрих Теор, Вольдемар Юга и Эльмар Мартинс в лесу Вескиару в Ярвамаа после упражнений в стрельбе.
Юло Альтерманн чистит автомат, за его спинй слева направо Эрих Теор, Вольдемар Юга и Эльмар Мартинс в лесу Вескиару в Ярвамаа после упражнений в стрельбе. Фото: ESM/Eerik-Niiles Kross

Конечно, в 1974 году ее слова уже не соответствовали истине. В лесу или где-то на лесных хуторах еще жило еще человек десять, не давшиеся русским. Но вера в то, что они еще есть, была так важна, что нужно было объяснить это мальчику, чтобы он это запомнил прежде, чем пойдет в школу. 2 июня 1974 года в Коорасте в перестрелке с милицией пал один из последних лесных братьев, Калев Арро. Первые рассказы тети Бениты о лесных братьях я наверняка слышал вскоре после этого. Позднее я слышал и другие истории – в Коовику, Пихлапууде, Спренге...

Борьба с «фашистскими недобитками»

Сегодня живы хорошо если несколько старых лесных братьев. Но их война продолжается. 11 июля НАТО выложил на своем сайте короткий документальный фильм о прибалтийских лесных братьях. В прошлом году генерал Ричард Ширрефф, заместитель предыдущего европейского главкома НАТО, опубликовал книгу «Война с Россией». Этот роман, один из нескольких появившихся в последнее время сценариев войны ближайшего будущего, рассказывает о нападении России на Литву – и о том, с какими проблемами столкнется НАТО при отражении атаки. Альянс все-таки побеждает, и огромную роль в этой победе играет традиционное сопротивление прибалтийских лесных братьев в тылу врага.

Ту же традицию подчеркивает Том Клэнси в одной из последних своих книг «Главнокомандующий»: война тоже начинается в Литве, и опыт лесных братьев в сочетании с эффективностью спецназа США помогает ее выиграть. Ясно, что в штаб-квартире союзников знают, насколько важно лесное братство с точки зрения наших сегодняшних оборонных возможностей. Лесные братья годами сопротивлялись оккупантам, этот факт имеет символическое, психологическое, а также практическое значение.

То, что это понимает и Москва, показывает реакцию на документальный фильм НАТО. Лесные братья не умещаются в нынешний нарратив Москвы, в историю о добровольном присоединении стран Балтии к СССР. Их нельзя совместить с утверждениями «оккупации не было» и «мы вас освободили». Всё путинское время Москва реконструировала свою государственную идентичность, используя борьбу с фашизмом. Честную борьбу своих солдат с агрессором и во имя уничтожения Гитлера Москва цинично ставит в один ряд с тогдашними и нынешними завоевательными амбициями в Европе. Вот почему нужно говорить о фашистском правительстве в Киеве и Грузии, о фашистах в Прибалтике. В этом нет ничего нового. Уже в 1945-46 годах Москва стала говорить о Трумэне и Черчилле как пособниках фашизма.

13 июля на натовскую документалку отреагировал МИД РФ. Пресс-секретарь Мария Захарова заявила: «Это [фильм] историческое извращение, сознательно распространяемое НАТО с целью подрыва итогов Нюрнберга, нужно пресекать!» Уже эта лексика, как и вся кремлевская лексика этого лета, касающаяся лесных братьев, – достойный внимания образец сталинистской магии слов. Глагол «пресекать» часто встречался в списке заданий КГБ. В СССР пресекались «преступления западных империалистических спецслужб», нуждавшиеся в разоблачении.

Вторая важная фраза, которую использовали в отношении лесных братьев как российский МИД, так и заместитель премьер-министра Рогозин, – «фашистские недобитки». Фашистских недобитков, которые вроде как царствуют на Украине, в 2015 году обещала отдать под трибунал тогдашний прокурор Крыма Наталья Поклонская, ныне она – член парламента. Фашистские недобитки устроили переворот в Венгрии в 1956 году. «Недобиток» в этом контексте – слово из лексики не столько КГБ, сколько политруков и большевистской журналистики. Слово скорее Ленина, а не Дзержинского. «Врангелевские недобитки» были виновны в большинстве большевистских неудач в 1920 и 1930-х годах. Большая роль была у них и в Освободительной войне.

Борьба с фашистскими недобитками оправдывала любые преступления во всех захваченных СССР после Второй мировой странах. Фашистские недобитки восстанавливали памятники Освободительной войны в Эстонии в 1980-е, уничтожавшиеся советской арминй. «НАТО популяризирует в Европе фашистских недобитков» – это заголовок на сайте NewsBalt.ru 12 июля.

Лексика в случае реакции РФ достойна внимания, но все-таки вторична. Сталинские фразы, видимо, должн влиять на подсознание людей, которые ощутили советскую реальность на собственной шкуре, но десятилетиями читали литургические тексты о Великой Отечественной войне. Они должны порождать страх и ненависть. Сталинские фразы вплетают сегодняшнюю борьбу Кремля в доныне длящийся бой между Россией и окружающими ее повсюду врагами.

Немного менее эмоциональным, но тем же по смыслу было официальное заявление РФ по поводу фильма НАТО в постоянном совете ОБСЕ 20 июля. Вдобавок к обвинению в фашизме оно содержало и другие утверждения. Для начала россияне, конечно, подчеркнули, что лесные братья якобы были движением, ядро которого составляли бывшие солдаты СС. Были в их числе и «местные националисты», которые «организовывали еврейские погромы, своим варварством затмевавшие фашистские зверства». Само собой, деятельность лесных братьев нельзя считать освободительной. «Их главными целями» якобы было «местное население».

В придачу лесные братья «активную поддерживались западными спецслужбами, которые использовали наличие обманывавшихся людей на территории СССР». Коротко говоря, Запад, как и НАТО сегодня, поддерживает нацистов и ужасные дела их приспешников, цель которых – население стран Балтии. Позиция РФ идентична официальной позиции СССР при Сталине.

Лесные братья – предтечи Кайтселийта

Послы стран Балтии представили в ОБСЕ солидное возражение россиянам. В нем подчеркивается, может быть, впервые на подобном форуме, что борьба прибалтийских лесных братьев была как благородной, так и законной, оправданной и направленной на освобождение от оккупации. Заявление стран Балтии напоминает о систематических и масштабных репрессиях СССР в отношении жителей Прибалтики и отсылает к решению Европейского суда, которое эти репрессии осудило.

Жителям Эстонии может показаться, что заявления россиян сами по себе дурны и реагировать на них не следует. Дипломатам часто видится, что тема Второй мировой войны и оккупации и роли Эстонии в этих событиях столь сложна, что у нас не хватит ресурсов для разъяснения ситуации – и проще говорить о будущем. Сегодня тема лесного братства стала частью оборонных усилий НАТО и информационного противостояния НАТО и России. Послов Эстонии, Латвии и Литвы можно лишь похвалить за то, что они по крайней мере сделали важное для нас заявление, отступив от дипломатических обычаев.

Сами себя лесные братья защищаться сегодня уже не могут. Но их наследие для НАТО, планирующего нашу оборону, становится доказательством того, что нас можно защитить, и свидетельством нашей обороноспособности. Русские Эстонии годами занимались тем, что марали память о лесных братьях. Лесные братья – как с точки зрения местных русских, так и, очевидно, с точки зрения НАТО – являются одним из камней в фундаменте нашей национальной идетичности. Как и Певческий праздник, Освободительная война, Пятс и Лайдонер и эстонский язык. Ко всем ним в последнее время пытались подкопаться.

В случае лесных братьев это удалось лучше, чем со всем остальным. После Марта Лаара власть не обращала на них особого внимания. На государственном уровне лесные братья и их роль признавались лишь время от времени – благодаря отдельным активистам. Самое время это исправить.

Хотя у нас есть несколько решений Госсуда и Европейского суда, устанавливающие правомочность борьбы лесных братьев, полновесного анализа правового положения лесного братства относительно международного и эстонского права нет. В Литве прямым правопреемником лесных братьев хотят признать сегодня литовскую армию. Не стоит ли и нам считать лесных братьев основой Кайтселийта – со всеми вытекающими последствиями?

Эстонцу не нужно объяснять, что лесные братья – не фашисты. Миру – иногда, может быть, нужно. В НАТО это поняли. Но российские тролли не умолкают. Полновесный англоязычный обзор политических взглядов лесных братьев, их прямых связей с Народным комитетом ЭР и самой Эстонской Республикой, их надежд на победц мира демократии над тоталитарной Россией – такой обзор был был полезен и нам, и всему миру. Как и простая констатация: любой, кто служил в каком-нибудь немецком подразделении и остался после отступления немцев в Эстонии, был в глазах немцев дезертиром.

Слева направо: Юло Альтерманн (05.10.1923–17.04.1954), Вольдемар Юга (13.04.1928–01.11.1953) и Эрих Теор (19.04.1924–23.11.1954).
Слева направо: Юло Альтерманн (05.10.1923–17.04.1954), Вольдемар Юга (13.04.1928–01.11.1953) и Эрих Теор (19.04.1924–23.11.1954). Фото: ESM/Eerik-Niiles Kross

Эстонские леса полны могил лесных братьев без крестов, а Эстонская Республика скрепя сердце создает одно рабочее место без автомобиля для поисков этих могил. Как до войны было понятно, что в каждом приходе должен быть памятник павшим на Освободительной войне, так и теперь должны появиться памятники лесным братьям.

Словом, лесные братья должны быть не только объектом наших легенд и рассказов, не только должны быть исторически на виду и раздражать россиян – они должны стать частью военной истории Эстонской Республики. Исследованная, опубликованная, экспонированная – и воплощенная в надгробиях.

Они защищали нас, их наследие доказывает нашу волю к обороне сегодня, их работа до сих пор заставляет врагов краснеть от злости. Наш долг – не просто продолжить их работу, но и быть благодарными за то, что они для нас сделали. Тем более, что они еще долго будут нашим порохом. Тетя Бенита была бы за это благодарна.

Перевод с эстонского.

Комментарии (9)
Copy
Наверх