Государство позволило себя тупо выдоить через прогоревший мегапроект (8)

Айвар Пау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Пресс-конференция по SKAIS2 в Министерстве социальных дел, на которой сообщили о прекращении договора с нынешним разработчиком.
Пресс-конференция по SKAIS2 в Министерстве социальных дел, на которой сообщили о прекращении договора с нынешним разработчиком. Фото: Sander Ilvest / Postimees

Из проекта развития IT-системы Департамента социального страхования (SKAIS2), длившегося в течение нескольких лет, получился постыдный пример глупого и неумелого надзора на самом высоком государственном уровне, который усугубляется размахиванием кулаками после драки тогдашних министров, вице-канцлеров и других готовящихся к выборам высокопоставленных лиц.

«Я никогда не видел такого с самого начала провалившегося в ж… проекта, как этот ч… SKAIS2. Уже сам господряд был абсурдным и обещал победу тому, кто готов сделать неподъемное дело в кратчайшие сроки. Полная зад…, идиотизм! Все это было нужно только для того, чтобы ударным трудом претворить в жизнь первую реформу одного ч… молодого политика. И теперь появляются ответственные лица и пытаются своими письмами рассказать общественности о полной зад….», - не смог сдержать своих эмоций один из тогдашних участников процесса самого высокого уровня, выбрав слова, часть из которых нельзя публиковать из моральных соображений.

Все, кто хоть как-то соприкасался с этим проектом, очень хорошо знают главную правду: излишне огромное дело обречено на провал еще в зародыше, хотя бы с точки зрения установленных сроков. Успешные проекты, начинаются с основной мысли, вокруг которой выстраиваются дополнительные функции. Нельзя одновременно строить фундамент и крышу, нельзя строить без хорошего проекта.

Само выражение «IT-проект за четыре года» - абсурдно. В этот промежуток времени невозможно вписаться, современная техника развивается для этого слишком быстро, мы не знаем даже того, что произойдет через несколько месяцев. Кроме того, речь же идет об инфосистеме, которая обслуживает социальные налоги, напрямую зависящие от политики сегодняшнего дня, которая меняется так же быстро, как развивается техника.

Как, учитывая эти основные истины, можно понять, что очередной мегапроект прогорел: все пять миллионов евро налогоплательщиков были выплачены разработчику, а для использования готова лишь четвертая часть запланированного программного обеспечения и, предположительно, имеется только базовая функциональность?

Чтобы понять все от «А» до «Я», еще раз сложим вместе все факты и комментарии участников этой истории с самого начала. И, прежде всего, начнем с времени.

Если оставить в стороне всевозможные нудные планы развитий, которые никто, кроме их составителей никогда не читает, то начало создания SKAIS2 было положено в октябре 2013 года, когда Pricewaterhouse Coopers и Ernst & Young подготовили анализ стратегии запланированных работ в области IT по бизнес-правилам и социальной системе Министерства социальных дел.

Возможно, весь этот клубок проблем начал сматываться именно с этих, излишне оптимистичных анализов, но странно то, что тогдашний министр социальных дел и основоположник реформы трудозанятости реформист Таави Рыйвас объявил конкурс на господряд по разработке SKAIS2 еще до того, как эти анализы были окончательно готовы.

Это было 2 октября 2013 года, будем надеяться, что в министерстве успели хотя бы пробежать глазами эти анализы. При подготовке господряда к участию были приглашены самые светлые IT-головы, в том числе, из Государственного департамента инфосистем и Министерства экономики и коммуникаций. Было понятно, что старая SKAIS обслужить реформу не сможет, а значит, нужно было придумать что-то другое.

От предложения Налогового департамента отказались

Этот госзаказ, имеющий заметное значение, носил название «Работы по развитию инфосистемы на основании рамочного договора», а представить свои предложения нужно было лишь месяц спустя, 11 ноября. За предстоящие четыре года нужно было проделать грандиозную по размаху работу, а описать ее следовало всего за несколько недель? Интересным было и условие конкурса, победителем станет тот, кто укажет и ожидаемую дату выполнения поставленной задачи. Среди участников конкурса было несколько крупных специалистов, начиная от Helmes и заканчивая Tiedo и Finestmedia.

Важно, что в то же время обсуждали и вопрос, который теперь задают более громкими голосами: для чего создавать и развивать в такой маленькой стране отдельно большую инфосистему, которую каждый со своей стороны развивает на самых разных уровнях?

Точнее, разговор был о том, что система социальных налогов могла бы быть объединена с e-maksuamet, которая была весьма прогрессивной и работающей, а результатом стало бы то, что подсчет доходов и расходов государства велся бы в одной и той же системе.

«Причина предложения была рациональной: людей, которые в качестве заказчика со стороны государства понимают сложность таких рабочих процессов и IT-систем, не очень много», - вспоминает теперь в социальных сетях сделанное Министерству социальных дел предложение тогдашний руководитель Налогово-таможенного департамента Марек Хельм.

Однако государственный менталитет в области инфосистем был точно таким, как и сейчас: каждый хочет сделать сам, забыв о рациональности и навыках.

«Тогда эта идея не нашла поддержки, было желание развивать самим, не понимая, что сил самого заказчика, именно из-за отсутствия опыта, не хватит», - отметил Хельме.

То, что менталитет «самоделкина» не изменился, признает и ушедший с государственной службы Таави Котка в недавнем высказывании в соцсети: «При определении рабочих процессов каждого министерства, департамента, определении их функций и поставке нужного им программного обеспечения заказы оформляют они сами», - объяснил основную истину эстонского IT-государства.

Но конкурс на госпоставку прошел и победителем было объявлено совместное предложение фирм Tieto и Icefire, рамочный договор на четыре года 31.07.2014 года подписала только что перешедшая из Министерства экономики в Министерство социальных дел (читай: от распределяющего деньги органа в орган получающий деньги) канцер Марика Прииске.

Дело сводится к повседневно-политическому

Работа закипела и без крупных проволочек продолжалась около года. Мяч покатился и, как выясняется теперь, под гору.

А теперь именно те, кто запустил этот процесс с политической и финансовой точки зрения, тогдашний министр социальных дел Таави Рыйвас и государственный IT-руководитель Таави Котка, стали теми, кто критичнее всего относятся к этому процессу и его участникам. По словам Котка, ему уже через пару месяцев после начала работы стало ясно, что результата у проекта не будет, и по его инициативе еще в 2015 году в Министерство социальных дел было отправлено письмо о том, что проект нужно перезапустить.

Если прочесть тогдашние письма, то выясняется, что на самом деле в июле 2015 года Министерство экономики (министр Кристен Михал и вице-канцлер по IT Таави Котка) решили выделить проекту еще 3,5 миллиона евро и составить дальнейший план действий. В то же время, действительно было обращено внимание на риски, связанные со сроками его исполнения.

В распоряжении Postimees есть протокол собрания совета по надзору за SKAIS2, о положении дел спустя полгода, когда ситуация была уже очень кислой: 7 января 2016 года. В числе прочих в нем принимали участие как Таави Котка и Марика Прииске, так и вице-канцлер Министерства социальных дел по вопросам IT Айн Аавиксоо. Решение: несмотря на крупное отставание и малое количество написанных кодов, проект продолжили, заключили новые договоры с Tiedo для использования денег европейских структурных фондов, а также подали ходатайство для получения дополнительного финансирования.

Ясно, что нынешнее размахивание кулаками после драки не нравится никому, кто в процессе работы над проектом оказался в этой лодке и теперь попал под критику.

«Я вместе с Раннаром Васильевым вошел в поезд тогда, когда он не только уже был заведен, но давно находился в пути и должен был начать приближаться к станции назначения», - сказал Postimees ставший в апреле 2015 года министром социальных дел Маргус Цахкна (IRL).

«Это же Партия реформ обеспокоена тем, что скандал с инфотехнологическим решением SKAIS2 может негативно повлиять на ее репутацию, поскольку министром социальных дел в то время был Таави Рыйвас (с декабря 2012 по март 2014 – ред.), когда готовили и проводили конкурс на господряд, признали предложение победителя успешным, определили, как процесс работы будет идти, а также заключили все соответствующие договоры», - сказал Цахкна.

По его оценке, заявление идущего осенью на выборы по спискам Партии реформ в Виймси Таави Котка является ничем другим, как желанием поддержать свою партию: «Именно он, как государственный IT-руководитель вместе с Министерством социальных дел активно участвовал в процессах составления господряда и дальнейшего развития дела».

Лестница вниз и миллионное требование к разработчику

Если вернуться к дальнейшему ходу проекта, то настоящие проблемы в нем начались в декабре 2015 года. Настолько серьезные, что один из договорных партнеров – Icefire – вышел из игры. «Предпочтения по исходным данным и потребности заказчика изменились в таком значительном объеме, что представленное со стороны подрядчика предложение никак не отражает реальную ситуацию при развитии SKAIS2», - объяснило предприятие и вышло из проекта.

Tiedo осталось в одиночестве. Сроки выполнения работы сдвинулись еще больше. 14 июля прошлого года министерство заключило с предприятием новый график, которым сроки исполнения части планов отодвинули на 2018 год. Через полгода был составлен новый график, и этот договор уже содержал в себе первое требование к Tiedo по возмещению ущерба в размере 180 000 евро.

Все это произошло, несмотря на то, что по пожеланию Министерства экономики и коммуникаций в управление проектом были внесены изменения и перешли с целостного решения на развитие по частям. Летом прошлого года сменился и руководитель Департамента социального страхования, которым стал управлявший созданием e-maksuamet Эгон Веэрмяэ. С проблемами обратились и к материнскому предприятию Tiedo. В январе этого года начал работу и находящееся в подчинении у Министерства социальных дел учреждение – Центр инфосистем здоровья и благосостояния (TEHIK).

Но все эти потуги пошли прахом. Прошло еще полгода, в глобальном смысле ничего все же не было готово и тогда в Министерстве социальных дел, наконец, поняли, что нужно нажать на тормоза и прекратить работу таким образом.

И государство впервые показало несгибаемость.

«Поскольку Tiedo не выполнило в срок работы по компромиссному договору, был выставлен договорной штраф в размере 936 212 евро и 94 центов», - прозвучала позиция министерства, когда выполнения работ уже больше не хотели вообще. Какую-то сумму списали за счет еще не оплаченных счетов, в итоге фирме предстояло заплатить 855 452 евро и 94 цента.

Все. Остались лишь споры вокруг суммы и условий расторжения договора. Из 42 заключенных договоров в использовании находились лишь десять. На это была потрачена немыслимая сумма: 4,88 миллиона евро. Плюс 1,2 миллиона евро другим разработчикам, для поддержания имеющейся инфосистемы SKAIS1, чтобы проволочка с работами не повлияла на деятельность по социальным выплатам.

Всем процессом, начиная со 2 марта 2015 года, управлял вице-канцлер Министерства социальных дел по вопросам инноваций Айн Аавиксоо.

Радостно тратить дальше 10 миллионов

Главным, конечно, остается то, чему как заказчик научилось государство за эти четыре года. Станут ли заказы точнее, управление проектами более качественным, распределение денег контролируемым, госзаказы меньше и станут ли объединять э-услуги с целью оптимизации?

Ответ на эти вопрос на прошлой неделе дала пресс-конференция в Министерстве социальных дел. Начало не было многообещающим и скорее напоминало поход на те же грабли с еще большим рвением: планируется еще раз заключить договор для доведения до конца четырехлетнего рамочного договора по разработке SKAIS2, а сумма на сей раз будет не четыре или пять, а целых десять миллионов.

Повторим: десять миллионов евро, чтобы довести до конца проект, на который уже потрачено почти пять миллионов, которые считались полной стоимостью проекта. Теперь уже можно получить от заказчика 15 миллионов и почему бы не тому же разработчику, если он сможет выиграть новый конкурс на господряд.

Руководитель Центра систем благосостояния Катрин Рейнхольд сообщила, что есть и некоторые нововведения. Во-первых, новый госзаказ будет разделен на куски, каждый этап развития касается одной услуги – практически то же, что в течение года пытались сделать в сотрудничестве с Tiedo, то есть это не слишком новый подход. Для этого будет раздроблена вся архитектура системы: есть компоненты общего пользования, интеграционный слой, бизнес-функционалы, расчетный модуль и соединения пользователя – а вот это уже кардинальный шаг.

Для работы над этим TEHIK хочет получить как минимум двух подрядчиков, а для подтверждения своей компетентности нужно будет предоставить пробную работу. Победители нового конкурса должны будут выясниться, самое позднее, к концу года.

Может быть, со второй попытки получится лучше, как предположил вчера Марек Хельме. Может быть, в будущем вообще все будет лучше.

КОММЕНТАРИИ

Ааре Лапынин, эксперт Академии Э-государства

В плане масштабов проекта я бы не особо жаловался – большую систему нельзя сделать маленькими кусочками. И политиков было бы несправедливо обвинять – в таких глубоко технических проектах они полностью находятся под влиянием армии канцлеров и вице-канцлеров.

Во всей этой истории скорее есть вопрос: как теперь двигаться дальше, как можно сделать лучше? Одна из альтернатив, действительно, развивать по маленьким кусочкам. Я считаю, что в случае SKAIS это не решение.

Проблема же в том, что департамент хочет не просто программное обеспечение, которое использует современные технологии и автоматизирует определенные истории пользования. На самом деле, департаменту нужна платформа, которая позволила бы развивать IT-решение согласно новым потребностям и при изменении законов значительно быстрее, чем позволяет популярный в Эстонии способ, когда используют так называемых программистов, которые согласно полученному заказу проводят «работу портного».

Такая работа для общественного сектора в принципе является тупиком. Вместо этого нужно найти решения, которые помогут поддержать бизнес-процесс департамента при помощи так называемых конфигураций, где при внесении новых изменений не нужны программисты.

Для этого во время всего проекта нужно использовать специалистов, у которых есть большой соответствующий опыт. Если успех всего проекта зависит только от того, насколько хорошего (а не насколько высокооплачиваемого) чиновника заказали, то из этого никогда ничего хорошего не получится.

Второй аспект, конечно, институциональный. Ясно, что как Департамент социального страхования, так и Министерство социальных дел провалились, как заказчики. Сегодня есть вопрос, получатся ли теперь из них или возникших у них центров лучший заказчик.

Я скорее сомневаюсь. В свое время при объединении IT-отделов Налогового и Таможенного департаментов моей мотивацией было именно скалировать организацию: в большой организации проще организовать сложные рабочие процессы IT таким образом, чтобы можно было их профессионально выполнять. В этом смысле, идея Марека Хельме взять на себя ответственность за развитие SKAIS очень правильная, поскольку Налогово-таможенный департамент, как организация, хорошо справляется с развитием IT-систем, а консолидировав себе еще одну функцию, они смогли бы успешно справиться с претворением этого проекта в жизнь.

Конечно, из-за этого провала не нужно теперь впадать в другую крайность и делать только маленькие проекты. Наш общественный сектор был и остается лидером в области IT-решений, и должен справиться с заказом систем, которые ведут нас в будущее, а также указывают дорогу другим.

Сийм Сиккут, вице-канцлер Министерства экономики и коммуникаций по вопросам IT

Еще в 2015 году Министерство экономики и коммуникаций сообщил со своей стороны, что риск провала проекта очень велик. Мы считаем, что из-за реализованных рисков на самом деле целесообразно прекратить проект и сотрудничество с разработчиком, и начать сначала, чтобы избежать возникновения неработающей системы и связанных с ней неразумных слухов. Надеемся, что часть сделанной работы все же получится принять в использование.

Министерство экономики и коммуникаций ратует за хорошую работу государственной инфосистемы. Мы принципиально поддерживаем обновление IT-системы и –услуг Департамента социального страхования, поэтому готовы продолжать сотрудничество с Министерством социальных дел и точнее договариваться о пути перезапуска SKAIS2.

Маргус Цахкна, бывший министр социальных дел, IRL

Хочется верить, что все министры зоны ответственности Министерства социальных дел помнят, кем был Таави Рыйвас в двух правительствах, что премьер-министр был особенно заинтересован в том, чтобы мы как можно быстрее продвинулись с реформой трудоспособности и SKAIS2, как частью нее.

Это можно понять, поскольку речь идет о его же инициативе. Припоминаются серьезные споры и критичность премьер-министра, когда кабинет министров вышел с предложением, отложить реформу работоспособности на полгода, поскольку в установленные сроки нереально начать ее применение.

В этом свете, странно слышать сейчас мысли Рыйваса о том, что от SKAIS2 могли бы отказались, что отодвинуло бы реформу работоспособности на несколько лет и, предположительно, вызвало бы требование вернуть назад дотационный деньги Европейского союза.

И хотя премьер-министр очень хорошо был в курсе проблем с развитием SKAIS2 (основательный обзор был дан на заседании кабинета 7 мая 2015 года), такого предложения он не сделал. Напротив, посыл министрам был как можно быстрее начать двигаться с реформой дальше.

Комментарии (8)
Copy
Наверх