Пхеньян проверяет нервы Вашингтона. Почему Пекин это позволяет?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Северная Корея продолжает провоцировать Запад.
Северная Корея продолжает провоцировать Запад. Фото: /AP

В ночь на вторник КНДР провела очередные ракетные испытания. Хотя подобные вещи случались и ранее, на этот раз речь идет о крайне провокационном шаге. Даже если учесть, что дразнить Вашингтон и его союзников давно стало у Северной Кореи традицией.

Во-первых, ракета была запущена прямо через принадлежащий Японии остров Хоккайдо, и она упала в 2700 км от места запуска в Тихий океан. Во-вторых, ракета типа Hwasong 12, очевидно, способна нести ядерные боеголовки. И у Южной Кореи, и у Японии, и у США есть причины беспокоиться за свою безопасность. В-третьих, госсекретарь США Рекс Тиллерсон еще на прошлой неделе отметил, что, поскольку Северная Корея с момента введения санкций ООН в начале августа не проводила ядерных или ракетных испытаний, Пхеньян хочет, видимо, избежать эскалации напряжения и ищет возможности мирного урегулирования кризиса.

Тиллерсон ошибался.

В ракетном испытании самом по себе нет ничего нового. То, что у Северной Кореи есть ядерное оружие, давно известно. Также Пхеньян в июле этого года испытал намного более мощную, чем Hwasong 12, межконтинентальную баллистическую ракету, которая предположительно также способна нести ядерную боеголовку и достичь территории США. Кроме того, Северная Корея и ранее (в 1998-м и 2009-м) запускала ракеты через Японию. Правда, тогда Пхеньян утверждал, что это были испытания космических ракет, а не милитаристские попытки, но технически нет большой разницы.

В любом случае эта затея Пхеньяна – в каком-то смысле необычное задирание Вашингтона и его союзников, а возможно, и Пекина с Москвой, поскольку она демонстрирует, что все прежние суровые и еще более суровые заявления, резолюции Совбеза ООН и всевозможные санкции для Ким Чен Ына – как с гуся вода. Причем о многом говорит тот факт, что запуск ракеты средней дальности через Японию в Тихий океан не имеет важного значения ни с точки зрения развития технологий, ни с пропагандистской точки зрения, поскольку всем давно известно, что у Северной Кореи есть такие возможности (хотя в нюансах эксперты расходятся). Т.е. речь идет о явной провокации, цель которой – показать: мы будем делать что хотим, и никто не сможет нам помешать.

Так оно в действительности и выглядит. Все прежние меры противодействия и угрозы были бесполезны.

Ключ в руках Пекина

Чтобы надавить на Пхеньян, есть три пути: военные акции, умелая хирургическая операция по свержению Кима или более-менее эффективная экономическая блокада, которая должна касаться и нефтепродуктов. Ни один из них не осуществляется просто. И все они невозможны без помощи Пекина.

США неоднократно запугивали Северную Корею военными ударами. В последний раз президент Дональд Трамп угрожал Пхеньяну “огнем и яростью” менее месяца назад. Вчера Трамп заявил, что рассматриваются все возможности – в том числе военные. Однако запугивание никак не повлияло на Ким Чен Ына. Вероятно, не повлияет и в дальнейшем. Причина проста – нападение на Северную Корею дорого обошлось бы США и их союзникам, Южной Корее и Японии.

Даже если бы союзникам удалось сбить все ракеты, северокорейская артиллерия и без них способна стереть Сеул с лица земли. Вашингтон также не может рисковать без хотя бы молчаливого согласия Пекина, поскольку возможное вмешательство Китая может привести к конфликту между сверхдержавами с непредсказуемыми последствиями. А Китай совершенно точно не даст США свести счеты с Кимом.

Отстранение Ким Чен Ына и его клики от власти с помощью госпереворота или спецоперации, в принципе, было бы возможно – вероятно, это было бы лучшим решением проблемы, однако, помимо “технических трудностей”, это опять-таки потребовало бы одобрения Пекина и его участия. В последнее пока верится с трудом.

То же касается и эффективных экономических санкций. Последние должны были бы охватывать все стратегические товары, особенно нефтепродукты, что предполагало бы, по сути, введение экономической блокады, гарантированной военными средствами, чтобы воспрепятствовать контрабанде. По мере того как Пхеньян предпринимал все более провокационные шаги, Пекин соглашался с постепенным ужесточением санкций, но с действительно эффективными мерами, которые поставили бы режим Кима на колени, Народная республика до сих пор не согласилась.

Вкратце: без одобрения и участия Китая бесконечный корейский кризис прекратить невозможно. А этого не предвидится. На словах Пекин, конечно, сурово осудил северокорейские ядерные и ракетные испытания и был согласен с санкциями, но все это - весьма неискренне. Введению эффективных санкций Китай до сих пор противостоял (очевидно, уклонялся он и от уже введенных санкций), а всевозможные военные или спецоперации для Китая исключены.

Чтобы уменьшить напряжение, Пекин при поддержке Москвы предложил так называемый «план обоюдного замораживания», который предполагает отказ Северной Кореи от ее ракетной и ядерной программы и отказ Вашингтона от увеличения его военного присутствия на полуострове и новых совместных учений с Южной Кореей.

На первый взгляд, разумный план, но только на первый взгляд, поскольку у Северной Кореи уже есть значительный ядерный и ракетный потенциал, и у других стран нет возможности осуществлять контроль за его дальнейшим развитием. В такой ситуации ни от Вашингтона, ни от Сеула нельзя требовать, чтобы они отказались от увеличения своего военного присутствия.

Действительно, местами кажется, что Пекин по умолчанию до сих пор был скорее доволен развитием событий на Корейском полуострове. Если бы Китай оказал на Пхеньян серьезное давление, дело не зашло бы, очевидно, так далеко. Что еще важнее, Вашингтон, по сути, загнал себя в угол. Президент Трамп пообещал прекратить северокорейскую ядерную и ракетную программы любой ценой, при необходимости применив военную силу. Но реальных возможностей выполнить свои обещания у него нет - по крайней мере, без согласия и помощи Китая. А если он не выполнит свои обещания, престиж США, “лицо”, как говорят в Восточной Азии, серьезно пострадает, и влияние Вашингтона в регионе и мире ослабеет. А это и есть одна из основных целей Пекина, поскольку соперничество между двумя супердержавами будет расти почти неизбежно.

С другой стороны, очевидно, не в интересах Народной республики закручивание гаек, война на Корейском полуострове или существенное ухудшение отношений с США. Если Ким Чен Ын продолжит в том же духе, Вашингтон рано или поздно будет вынужден перейти от слов к делу. Т.е. можно предположить, что в какой-то момент и Пекин будет согласен призвать Пхеньян к порядку. Когда и каким образом – покажет будущее. Несомненно, при этом он будет исходить в первую очередь из своих интересов.

Комментарии
Copy
Наверх