Что произошло с 32 центристами? (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эдгар Сависаар
Эдгар Сависаар Фото: Erik Prozes

Вчера у по-прежнему хрупкой парламентской демократии Эстонии был трудный день. Кроме шуток: такого, чтобы из какой-то партии кого-то изгоняли перед выборами, прежде - по крайней мере, в Центристской партии - никогда не происходило. Однако это произошло, и 32 коренных центриста в Таллинне во главе с Ольгой Ивановой и с Урми Ренде в арьергарде оказались на улице. Этот шаг, в провоцировании которого я чувствую и свою косвенную вину, хотелось бы немного обсудить.

Во-первых, как я уже сказал, и раньше из партий исключали людей, которые работали против точки зрения исключавших. Однако первое «но» заключается в том, что по распространенной практике обычно это делается после выборов. Так же мы поступали в Центристской партии и в мое время. Причина проста: человека нельзя назвать нарушителем до того, как он совершит это нарушение. Другими словами, у каждого члена партии есть право передумать. И время для этого было.

Было бы разумным предварительно поговорить с исключаемыми и, в случае возможной ошибки, указать на конкретные пункты нарушений. Насколько мне известно, в уставе Центристской партии нет ничего, на что могли бы опереться исключающие, указавшие на недопустимость участия в выборах в другом списке. По крайней мере, говорится это не настолько ясно, чтобы каждый мог понять это именно таким образом.

Но, насколько мне известно, никто из нынешних руководителей Центристской партии не предпринял попытки выяснить причины происходящего. Если не считать таковыми те десятки телефонных звонков, когда членам партии, баллотирующимся в избирательном союзе «Избирательный союз Сависаара и Деловой Таллинн» неоднократно звонили, чтобы предложить им те или иные должности, или - как в некоторых случаях - пообещать решить их проблемы на уровне председателя партии.

Второй бедой этого дурно пахнущего исключения является то обстоятельство, что из партии были изгнаны несколько членов правления, в числе которых как члены правления Ласнамяэского отделения, так и члены правления самой партии, и тут явно пошли против логики. Людей с выборных должностей может снять с поста члена правления только высший совет партии – съезд. Поэтому, например, при снятии Ивановой нужно было созвать внеочередной съезд (что не означало бы, что Иванову снова не выбрали бы в правление).

И только после того, как человека сняли бы с должности путем голосования, его можно было бы исключить из партии. Но по каким-то причинам в битву ввязались под влиянием чьих-то эмоций. В результате возник этот нонсенс, при котором Ольга Иванова может и дальше управлять партией, не являясь ее членом. А председатель партии отправляет ей вежливые сообщения о том, что она и сама могла бы понять, что разумнее было бы не являться на заседания правления. Это разумное управление?

Я не знаю, дорогие друзья, как вы понимаете демократию, но есть еще один общий принцип, против которого Центристская партия в этот раз погрешила: принцип равного обращения. Так, например, центристы баллотируются сегодня по разным причинам во многие самоуправления Эстонии - на Сааремаа, в Нарва-Йыэсуу и в других местах. Некоторые из них, несмотря на то, что они писали заявление, чтобы выставить свою кандидатуру по спискам партии, обнаружили, что не были внесены в эти списки. Всех причин я не знаю, спросите у них сами:  спросите у Симсон и Ратаса, почему эти люди остаются в партии. Применение принципа равного обращения не предусматривает ничего, кроме зрелости и принципиальности.

Знаете, а есть еще один интересный нюанс. Я просмотрел имена людей, которых исключили из партии. Преобладающее большинство из них, если не сказать, что все – это люди русской национальности. Я не знаю, идет ли речь о случайности или это может быть продолжением начавшейся некоторое время назад в интересах партнеров по коалиции Центристской партии «большой чистки инородцев», в процессе которой сначала вырезали министра Репинского, а за ним - и  Корба. Все это может стать четким мессиджем русскому избирателю: мы играем вашими голосами, но на самом деле вы нам не нужны. В мое время таким не занимались.

Что-то на самом деле печальное происходит в Центристской партии. Все идет к тому, что на меня и на часть других центристов будут систематически давить до тех пор, пока нам не останется ничего другого, как создать для защиты своих избирателей новую партию. Я действительно не верил, что перед выборами дело зайдет так далеко, что мой маленький избирательный союз, который стоит за те же ценности и тех же людей, которые мы многократно декларировали будучи большой Центристской партией, вызовет такой приступ паники.

Кстати, в сегодняшнем посте Олава Осолина я вычитал мысль о том, что поскольку масло снова начало исчезать с полок магазинов, часть из нас может опасаться, что вновь придет Сависаар, сломает двери складов и раздаст народу хорошо припрятанные запасы. Помните, однажды так уже было в истории. Это тот страх или что-то другое накрыло сегодняшнюю Центристскую партию? Я не знаю. Но следствием этого страха стало то, что жесткими и дурно пахнущими методами начали угрожать абсолютно безопасной и хрупкой Ольге Ивановой, а также другим - в течение долгого времени верным - центристам. Как вам кажется?

В нас действительно видят конкурентов, нас пытаются запугать, но делать этого не стоит! 18 сентября мы созываем общее собрание нашего избирательного союза, чтобы принять позицию по произошедшему и обсудить дальнейшие перспективы.

Наверх