Микрофон просто продолжал работать, когда летом два сенатора разговаривали между собой о президенте. «Я считаю, что он сумасшедший», - сказал демократ из Род-Айленда Джек Рил. Однопартиец Трампа, республиканка из Мэна Сьюзан Коллинз ответила, что беспокоится за президента.
Американские психиатры: Трамп явно психически болен (2)
Публикации в двух влиятельных американских газетах – New York Times и Washington Post – уже давно не оставляют сомнений в том, что большая часть их авторов не уверена в душевном здоровье Трампа. Иногда неожиданный тон некоторых колумнистов обоих изданий при разговоре о Трампе становится даже гадким, поскольку из комментария в комментарий перетекают одни и те же утверждения.
В качестве иллюстрации можно предложить колонку колумниста Washington Post Эугена Робинсона, в которой он отметил: «Мы не привыкли задавать своим президентам такие вопросы. Мы не знаем, как вообще можно определить душевное здоровье президента, поэтому объясняем себе, что странное поведение президента – это часть тонкой стратегии».
С точки зрения Робинсона, Трамп мудро пытается нравиться своему электорату и использует во внешней политике «безумную стратегию». Но, по мнению колумниста, пришло время спросить, насколько президент Трамп на самом деле нестабилен и далек от реальности.
Душевное здоровье Трампа начали анализировать еще до выборов. Во время предвыборной кампании, летом 2016 года, психолог Дэн Макадамс написал в ежемесячном журнале «Атлантик», что Трамп - безнадежный нарцисс, самовлюбленный, брюзга и страдает полным безумием. Свои оценки уже во время президентства Трампа давал еще ряд психологов и психиатров, и большая часть из них использует слово «нарциссизм».
Но жизнь США идет своим чередом, экономические показатели хорошие... Конечно, президент делает неожиданные и фундаментальные заявления, но министерства иностранных дел и обороны продолжают работают в соответствии со своим курсом, удерживая страну от крена.
Хороший пример – удивившее Пентагон решение Трампа запретить транссексуалам служить в вооруженных силах. Позже президент уточнил, что Министерство обороны само решает, как начать применять этот запрет, и Пентагон поспешил сообщить, что всем, уже находящимся на службе военным, сменившим пол, все же разрешено носить форму и в дальнейшем.
Политический хребет США сейчас поддерживают трое военных: глава кабинета Трампа Джон Келли, его советник по национальной безопасности Герберт Макмастер и министр обороны Джеймс Мэттис.
С приходом Келли в Белый дом надеялись, что он сможет ликвидироать царивший там в то время хаос. Келли назначили на эту должность в то время, когда основной темой повестки дня было назначение руководителем по связям с общественностью подвергшего нецензурным оскорблениям своих коллег в СМИ Энтони Скарамуччи, которого новый глава кабинета незамедлительно уволил.
И Келли добился многого. Доступ к президенту, даже для его дочери Иванки Трамп, если она хочет поговорить с отцом о политике, происходит только с его разрешения. Бывший генерал в любом случае прослушивает все официальные телефонные разговоры президента, он участвует во встречах и следит, какую дозу «позитивных» СМИ глава государства получает каждое утро: команда Трампа составляет для него каждое утро обзор прессы, в которой его хвалят, чтобы президент начинал день в хорошем настроении.
Местами Келли зашел так далеко, что по вечерам ходит по Белому дому и беседует с агентами спецслужб. Однако неожиданные инстинкты президента - твиты, отправляемые по утрам из резиденции, и вызывающие недоумение речи (например, в ООН, где он угрожал Северной Корее ядерной войной) - Келли взять под контроль не смог.
«Почему?» - спрашивают теперь 27 американских экспертов по душевному здоровью в книге об умственном состоянии президента, которая скоро появится в продаже. Первые критики книги напоминают, что клика психиатров-психологов в большинстве своем склоняется в своих взглядах в левую сторону, к крылу либералов, поэтому для сторонников Трампа этот плевок является бессмысленным очернением президента, и трамповцам нет никакого смысла читать написанное дальше.
Но специалистов все же нужно слушать, а оценки они дают последовательно. Лейтмотивом книги является нестабильность Трампа, что в случае человека, от приказа которого начать ядерную атаку до начала реальной атаки отделяют минут пять, более чем опасно.
Психиатры отмечают, что анализ душевного здоровья президента не должен являться оценочным фактором того, подходит ли он для этой должности, - Авраам Линкольн, как считается, страдал глубокой депрессией, но вошел в историю как человек, который сохранил страну во время Гражданской войны - но важно попытаться понять, что творится в голове у главы государства.
В случае Трампа врачи считают, что его нарциссизм исходит из постоянного желания быть самым известным среди известных. И глядя на мировой поток новостей, в котором он доминирует уже больше года, он понимает, что ему больше не нужно – как когда-то в Нью-Йорке – звонить колумнистам и притворяться своим собственным пресс-секретарем, который сообщит им сочные детали о господине Трампе.
Ему больше не нужно постоянно отслеживать рейтинги, как было во времена передачи NBC «Appretice». Трамп хочет слышать только запредельное одобрение и наслаждается восторженными оценками своих достижений, которые часто означают прямое вранье (сразу на память приходят высказывания Трампа, что количество народа на его инаугурации было самым большим за всю историю, и что в законотворчестве он является самым успешным президентом в истории – оба не отвечают действительности).
Проблемой считается и его «гедонизм момента» - желание жить лишь в данный момент, не считаясь с тем, какими будут долгосрочные последствия принятых им сейчас и безусловно отражающих эго Трампа решений.
К набору личных качеств президента психиатры добавляют еще такой факт, что Трампу нравится раздражать, тиранить, а также его социопатия: проблемы в общении с другими людьми отсутствие эмпатии и чувства вины, а также наслаждение от умышленного манипулирования другими.
Все вместе эти особенности создают картину личности, которая «импульсивна и некомпетента, когда получает в свои руки ультимативную власть, и очень просто склоняется к тирании». В книге это называется «злонамеренным нарциссизмом», который характеризуют антисоциальные, параноидальные черты характера, и даже садизм.
Критиковавший недавно книгу в Washington Post Карлос Лосада написал, что слишком часто врачи сравнивают Трампа с Гитлером и Муссолини. («История не относится благожелательно к экспертам по душевному здоровью, которые помогли (молчаливо) подняться американскому Гитлеру», - считает клинический психолог Джон Гартнер).
Лосада пишет и о недавно вышедшей книге психиатра Аллена Френсиса «Закат здравого смысла Америки», в которой автор утверждает, что было бы неправильно искать причины нынешних проблем Америки только лишь в душевном здоровье президента и успокаивать себя мыслями, что нервную систему Америки нарушает лишь непредсказуемый стиль управления Трампа. «Именование Трампа сумасшедшим на самом деле позволяет нам исключить то, что наше общество само находится в состоянии безумия», - считает Френсис.
Другими словами, безумен не глава государства, а само общество, которое его выбрало. Оно глубоко больно: «Мы не можем ждать, что Трамп изменится, но мы должны работать для того, чтобы общество избавилось от обманчивого представления, которое позволило Трампу стать главой государства».
То же самое отметил в данном в августе газете Postimees интервью американский публицист Дэвид Саттер: в эпоху Трампа Америка разрушила свою нервную систему.
«Трампу придется в одиночку отвечать за ситуацию потому, что он президент, а у президента есть все возможности оказывать влияние на происходящее в обществе. То, что он постоянно пытается для достижения своих эгоистических целей создавать напряжение, может быть средним фактором, но совершенно безответственное поведение СМИ и произошедшая в обществе утрата общих стандартов, сделали эти вещи еще более безумными», - сказал Саттер.
Правило Голдуотера, которое в случае Трампа не работает
Американские психиатры и психологи в течение десятилетий воздерживались от оценок душевного здоровья президентов. Президентов, конечно, обследуют, и эта информация в любом случае является в Америке открытой, но ясно исключаются обследования, касающиеся психики.
В США этот неофициальный мораторий называется правилом Голдуотера, поскольку врачи решили воздерживаться от диагнозов после оценок, данных во время предвыборной компании 1964 года психическому здоровью кандидата от республиканцев Барри Голдуотеру.
В случае Трампа сейчас сделано исключение. Ассоциация психоаналитиков США, которая включает в себя 3500 членов, в июле приняла решение, что входящим в организацию экспертам по душевному здоровью «не запрещено ответственно использовать свои знания» и при анализе поведения политиков. Так было указано в разосланном руководством ассоциации электронном письме, что, по оценке комментаторов, стало разрешением обратить взгляды аналитиков и на президента.
На следующей неделе на полки книжных магазинов попадет оценка 27 психиатров и экспертов по душевному здоровью, данная психическому состоянию главы государства – «Опасный случай Дональда Трампа» («The Dangerous Case of Donald Trump»). Авторы книги подчеркивают, что речь идет об оценках, данных на основании внешнего осмотра, а не о диагнозе, для постановки которого нужны личные встречи.
25-я поправка к Конституции США говорит о передаче власти
Одной из возможностей отстранения Дональда Трампа от власти является применение 25-й поправки к Конституции США. Она уточняет указанный в тексте основного закона механизм того, как происходит передача власти вице-президенту, если президент умирает, уходит в отставку или снимается с должности, а также - кто в этом случае занимает пост вице-президента.
Поправка предусматривает, что власть временно передается вице-президенту и в том случае, если президент, например, из-за проблем со здоровьем не может исполнять обязанности главы государства. Когда президенту Джорджу Бушу при полной анестезии делали две колоноскопии, обязанности главы государства временно исполнял вице-президент Дик Чейни.
Так было и после отставки президента Ричарда Никсона, и после покушения на президента Рональда Рейгана. Необходимость внесения поправки в Конституцию явно возникла после убийства президента Джона Кеннеди, и она вступила в силу в 1967 году.
В США уже прозвучало мнение, что если поведение президента Трампа станет еще более непредсказуемым, нужно будет обратить внимание на 25-ю поправку. На ее применение свое согласие должны дать вице-президент Майк Пенс и 13 из 24 членов кабинета правительства. Свое слово должен сказать и Конгресс. Демократы уже выразили желание, чтобы психиатры помогли им проанализировать поведение президента и его соответствие должности.
27 демократов поддерживают законопроект, которым в Конгрессе была бы создана спецкомиссия, которая начала бы изучать способность президента исполнять свои обязанности. Другими словами, Конгресс создал бы силовую структуру, которая имела бы право объявить Трампа не подходящим для должности главы государства.