Они же тоже родились русскими и, как их ни уговаривай, русскими и останутся… (6)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Виктор Вестеринен/NELJAS

Зачастую за подготовительную работу берутся люди, либо ничего в этом не смыслящие, либо не желающие особенно напрягаться за предложенный гонорар. Именно к таким неутешительным выводам я пришел, посетив церемонию встречи Нового года в центре Таллинна, пишет преподаватель Игорь Калакаускас. 

Пожалуй, начать стоило бы с поздравлений по случаю наступления Нового года. Ну, и напомнить всем, что выдуманная людьми система летоисчисления в принципе условна. Земля совершила положенный ей оборот, хотя никто не может считать дату 1 января неопровержимой точкой отсчета этого самого оборота. Но нам нравится отмечать придуманные нами праздники. И желание властей отметить событие не так, как обычно, лично я поддерживаю.

Представляете, в какую унылую скуку погрузились бы торговые центры, не будь Рождества и Нового года! От какого количества скопившейся на складах утвари мы ежегодно помогаем избавиться коммерсантам, можно себе представить чисто умозрительно. Теперь все то, от чего мечтали очистить свои запасники торговцы, стало нашей безраздельной собственностью – и не пытайтесь меня убедить в том, что Дед Мороз исполняет только самые заветные желания. Поэтому придуманный несколькими столетиями ранее проект «Рождество» пришел к своему логическому пункту развития: «Охотнее расставайтесь со своими накоплениями!».

Разумеется, я отношу себя к простым смертным и мне приходится следовать общепринятым ритуалам. Если учесть, что накануне Рождества в школе, где я работаю, проходит немалое количество концертов, ярмарок, конкурсов и утренников и что к большинству из них мне приходится иметь непосредственное отношение, то можно понять, почему в последние дни декабря я смотрю на все попытки организовать для окружающих праздничное веселье взглядом уставшего патологоанатома.

Благодаря профессии для меня не составляет большого труда оценить шоу любого масштаба на предмет уровня компетентности его организаторов. По моим личным наблюдениям, зачастую за подготовительную работу берутся люди, либо ничего в этом не смыслящие, либо не желающие особенно напрягаться за предложенный гонорар. Именно к таким неутешительным выводам я пришел, посетив церемонию встречи Нового года в центре Таллинна. Похоже, осмысление того, что для Эстонии это будет юбилейный год и присутствие президента накладывает определенные обязательства, пришло к вдохновителям действа на главной площади страны в последнюю минуту.

Я не видел происходящее на сцене с самого начала, но прибыв на место за 15 минут до полуночи, был немало удивлен: с трудом расслышал, что президент страны уже держит речь. Главу государства мало кто слушал: говорила Керсти Кальюлайд довольно долго и неярко, звук был налажен из расчета на несколько сотен человек – тех, кто стоял возле динамиков. Остальным можно было слух не напрягать – они и не напрягались, и совершенно не обращали внимания на то, что говорила президент.

Да простит меня президентская канцелярия, но по части составления предновогодних речей она могла бы поучиться у нашего восточного соседа. При всем моем скептическом отношении к Путину я не могу отрицать тот факт, что Владимир Владимирович никогда накануне итогового боя Спасской башни Кремля не пытается задавать лишний пафос. Очевидно, он понимает, что это не совсем тот момент.

Находясь в непосредственной гуще народа, ради которого все это было организовано, я никак не мог взять в толк, какую цель поставили перед собой постановщики. Складывалось стойкое впечатление, что происходившее на сцене было в значительной степени экспромтом. Отрадно, что был налажен живой звук, но не совсем понятно, почему в первые секунды юбилейного года нужно было исполнить не государственный гимн, а хит «Я эстонец и останусь эстонцем...». Выходит так, что многочисленным неэстонцам, собравшимся на площади (немалое количество иностранцев было заметно), дали понять, что встреча Нового года – это исключительно местная забава – сродни Певческому празднику. Короче, «Спасибо, что пришли!..»

Для меня до сих пор остается непонятным, почему в Эстонии так стесняются  многонационального состава страны. Ведь бережно относиться к своему национальному языку и своей национальной культуре не значит не замечать всех остальных. Особенно, если эти остальные ничего особенного от эстонского государства не требуют и давно уже не ждут. Зачем именно Николаю Бенцлеру было предложено выступать в эфире ETV на эстонском языке, а не той же Тане Михайловой, которая с ролью представителя национальных меньшинств справлялась с непревзойденным задором (даже по-русски уроженка российского Калининграда стала говорить с очень милым эстонским акцентом)? Интересное положение, в котором пребывает сейчас русская поп-дива Эстонии, придало бы ее конферансу особый шарм и пикантность.

Весьма странно была выстроена система безопасности. Не одна дурная мысль закрадывалась мне в голову, когда я, будучи зажатым со всех сторон, нервно оглядывал проходивших мимо иностранных туристов (или уже эстоноземельцев?). Понятно, что каждого не осмотришь, но чисто теоретически на площадь Свободы при желании можно было пронести все что угодно. Я не был уверен насчет тяжелого транспорта - проедет ли, но и эту версию не отметал.

Меня можно было бы спросить: а зачем тогда поперся? Ответ мой достаточно прост: если уж глава государства пожелала обратиться к народу прямо в центре столицы, то я не мог сделать вид, что себя к этому народу не причисляю. И если уж совсем серьезно, то мне эта идея единения очень симпатична. Понимаю, что особого опыта организации подобного рода мероприятий у наших властей нет, поэтому прощаю мелкие недоработки.

Салют мне тоже понравился. Раздававшиеся незадолго до Нового года призывы отказаться от покупки фейерверков, как мне показалось, никто не услышал. И, наверное, это правильно. На Новый год должен быть салют и оливье, веселое настроение и подарки. Хотя действо на площади Свободы завершилось как-то совершенно неожиданно. Живая музыка прервалась, а в спину расходившимся в некотором недоумении людям неслась нетленная песня АББА „Happy New Year“. Хорошо, что не «Три белых коня»! А то российских туристов вместе с таллиннскими неэстонцами пришлось бы выкуривать с площади слезоточивым газом – добровольно они бы до утра не разошлись. Они же тоже родились русскими и, как их не уговаривай, русскими и останутся…

Комментарии (6)
Copy
Наверх