«Люди идут мимо магазина и всем своим видом показывают: смотри, мы едем в Латвию!» (14)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Tomi Saluveer / Lõuna-Eesti Postimees

Собственник магазина, который пока еще не прекратил торговлю на границе с Латвией, пытается любой ценой найти новые источники доходов, с печалью думая о своих работниках и последних клиентах, еще не уехавших их деревень. 

«Напишите, что Арво Тамм закрыл свои магазины из-за государства», - сказал осенью прошлого года предприниматель Арво Тамм, вынужденный закрыть два магазина в Нурси и Тсоору Выруского уезда. Первый магазин он закрыл в сентябре, второй – в октябре, а теперь пришлось свернуть деятельность Тсооруского народного бара. «Мы же не можем пускать в бар людей со своим алкоголем. Кто вообще тут будет ходить в бары, если в Латвии такая дешевая водка? Никто не будет!» - злится Тамм.

Он объяснил, что табак и алкоголь были тем товаром, за счет которого владельцы магазинов платили работникам зарплаты, государству налоги и умудрялись оплатить счета за электричество: «Если этот товар не покупают, мне это больше не по силам. Поэтому мы закрываемся. Теперь из Латвии везут и продукты питания, даже сечку и колбасу. Когда иду в свой пустой магазин, к горлу подступает ком, а глаза наливаются слезами».

В волостной управе говорят, что кроме магазинов Тамма, от бизнеса отказались торговцы в Вийтина и Тсолго, но поговорить с ними Postimees, к сожалению, не удалось.

А специалист по предпринимательству волости Валга Трийн Роо сообщила, что в Валгаском уезде пока не сдался ни один собственник магазина. Все сложно и все огорчены, но пока не сдаются. По словам Роо, спасением для маленьких магазинов является так называемая торговля под запись. Но другие торговцы считают, что эти продажи через тетрадку их однажды и убьют.

В прошлом году в Пыльвамаа закрыло все три свои магазина управляющее сообществами местных потребителей объединение Coop. А на прошлой неделе объединение закрыло магазин A ja O, находившийся в центре Выру. Coop указывает на прямое влияние приграничной торговли – на стремительное падение продаж, особенно алкоголя. По всей Эстонии продажи алкоголя в этих магазинах снизились на 20 процентов. На Юге Эстонии – на 30 процентов, а в одном месте – даже на 40 процентов. 

Фото: Graafika Silver Alt

Волостной старейшина Сетумаа Рауль Кудре (СДПЭ) спорит: в центре Выру рядом находятся магазины всех сетей, и A ja O просто не выдержал конкуренции. В Тилси и Леэви Пыльваского уезда закрывающиеся магазины пытаются поддержать. В то же время маленький магазин в Ихамару полностью прекратил свою деятельность.

Душащий налог с оборота

Держащая 20 лет магазин достаточно далеко от границы с Латвией, но зато прямо рядом с российской границей Илзе Ратас (Центристская партия) смогла в последнее время получать прибыль – что-то около тысячи евро в год. Мысль отказаться от торговли ее не посещала.

Она говорит, что латвийская приграничная торговля на ее и без того слабый бизнес большого влияния не оказала. В последнее время, кроме постоянного сокращения населения, ее проблемами стали дорогое топливо и высокая ставка налога с оборота. То, что деревня пустеет, Ратас в вину людям не ставит: «Все переезжают в города. И в магазины ходят в городах – в Ряпина и в Выру. Молодежь хочет современных полуфабрикатов».

В последние годы летом Ратас скупала грибы-ягоды, чтобы компенсировать небольшим наваром с них сокращение клиентуры, но тут в игру вступили цены на топливо и налог с оборота, которые, по ее словам, настолько большие, что особой прибыли такой бизнес не приносит.

И пярнумааский предприниматель Эви Айдберг, прежде державшая семь магазинов, опубликовала в Maaleht мнение о том, что спасением для мелких торговцев может стать только снижение налога с оборота до пяти процентов.

Теперь у Айдберг осталось всего три магазина. В Икла она закрыла торговую точку еще два года назад, когда с другой стороны границы в Айнажи открыли алкогольный магазин. А в октябре прошлого года пришлось закрыть магазин в Пярну-Яагупи. Магазины в Тали и Пяривере она закрыла четыре-пять лет назад. Для закрытия каждого магазина у Айдберг были свои причины. 

Эви Айдбрерг закрыла магазин в Икла в 2016 году, когда в Айнажи открыли магазин  Alko1000.
Эви Айдбрерг закрыла магазин в Икла в 2016 году, когда в Айнажи открыли магазин  Alko1000. Фото: Mailiis Ollino / Pärnu Postimees

«Деревня вымерла. В Тали все пожилые умерли, а молодежь уехала на работу в Финляндию. В одном доме было два магазина, но умный же уступает! В Пяривере магазин находился в здании волостной управы: нет волости, нет и смысла держать магазин. Кому я буду продавать в этом замке с приведениями? Прежде в магазин приходили в основном волостные чиновники и пенсионеры. Я тут была сама себе конкурентом, поскольку рядом в Аре у меня еще один магазин. Это же нелепо. В Пярну-Яагупи закрыли гимназию, а в магазине напротив работали четыре продавца. У меня больше не хватало денег на зарплаты, а в поселке есть еще два магазина», - объяснила она.

У Айдберг остались магазины в радиусе примерно 25 километров от Пярну в Суйгу, Удувере и Аре. Там еще есть клиенты. В то же время продажи и в этих магазинах упали: «Я считаю, то же самое и в пярнуских магазинах, поскольку люди просто очень много ездят в Латвию. Единственное, что там еще дорого – это кофе. Но это же смешные цифры. Все остальное привозят из Латвии».

В то же время, Айдберг знает, что в отдалении от латвийской границы магазины закрыли, например, в Тыстамаа и в Киви-Вигала.

Лето больше не спасает

По словам Айберг, тяжелой жизнь в Эстонии делает зима, когда неизбежно приходится доплачивать за содержание магазина. Если раньше это компенсировал летний период, когда торговля шла активнее, то в последние два года нет и этого. Содержание магазина, по ее словам, становится бессмысленным, если у собственника всего одна торговая точка.

«При наличии нескольких магазинов можно хотя бы перемещать товар. Один магазин можно держать, когда нет иного выхода и это просто развлечение», - считает она. Так, по ее словам, держат пекарню-магазин прямо на улице Айнажи в Кабли и некоторые маленькие магазинчики в Килинги-Нымме – Латвия, конечно, очень близко, но собственники - пенсионеры и это их хобби.

Что же тогда мотивирует ее, деятельного человека, стиснув зубы держать магазины в деревнях? «Конечно, люди. Местные жители и свои работники. Если ты занимаешься одним делом 25 лет, ты уже не можешь без этого. Идешь дальше по инерции. У меня, к счастью, есть еще и сельское хозяйство», - сказала Айдберг.

Внимание: новый магазин!

И хотя регион работы Айдберг в Пярнумаа, как кажется, находится под прямым ударом латвийских алкотуристов, Тоомас Абель из волостной управы Хяэдемеэсте заверяет, что все закрывшиеся в последнее время магазины прекратили работу еще несколько лет назад, задолго до того, как латвийская торговля приобрела такие большие масштабы. Магазины мелких частных предпринимателей остаются и в семи километрах от Айнажи в Треймане, в Маасиаре и Хяэдемеэсте, а также в Уулу и Выйсте.

Более того, 5 января в Рейу волости Хяэдемеэсте открылся новый магазин. По иронии, он принадлежит латышам, которые критически смотрят на отношение Латвии к предпринимателям. Хлебный завод Liepkalni перевел часть производства в бывший мотель Рейула, где открыли и магазин-кафе, который предоставил работу паре десятков человек.

А в Вильяндимаа нет так много торговцев. Хозяйка магазина «Ану», расположенного на центральной площади Каркси-Нуйа Ану Ребане (СДПЭ) говорит, что она является последним мелким частным предпринимателем, продающим продукты питания в Вильяндимаа. Все остальные умерли или, например, присоединились к сообществам потребителей.

Ребане ответила на звонок, находясь за прилавком своего магазина. «А, вы хотели и пирожки? – прозвучало из трубки. – Перезвоните попозже, я сейчас обслуживаю». Она лишь успела сказать, что продажи алкоголя снизились, как и продажи продуктов, в то же время, выросли цены, а население сократилось. Она отметила также, что алкоголь составляет лишь малую часть ассортимента ее магазина.

Позже Ребане объяснила, что не может сказать, что низкие налоги в Латвии вообще никак на нее не повлияли, но больше влияет находящийся рядом магазин Konsum. Она считает, что конкурент даже выбор своего товара несколько скопировал с ее магазина.

Поскольку муж Ребане занимается сельским хозяйством, в магазинах Ану продаются и самостоятельно выращенные ягоды и овощи: «Это помогает мне держаться на плаву даже лучше, чем продажа алкоголя. Продаем в своем магазине и отправляем на продажу дальше».

Ану держит магазин в Каркси-Нуйа 12 лет: «Но когда-нибудь я планирую закрыть свой магазин, приближается пенсионный возраст. На руках ничего не остается, но и особых потерь никогда не было. Проблем сейчас нет, но ведь не знаешь, когда они могут появиться».

Спасительной соломинкой является беспечность спекулянтов

Зато дела очень плохо идут у держащего напротив магазина Ану алкогольную лавку Анди Сыммера. Его магазин работает 25 лет и так тяжело, как сейчас, раньше никогда не было.  Вопрос «как дела?» действует ему на нервы.

«Не скажу, что мы вынуждены заколотить окна своего магазина на центральной площади фанерой, но радоваться больше нечему. И это только экономическая часть. Намного хуже в эмоциональном плане. Образно говоря, положение такое, что в Латвии набивают карманы двухлитровыми бутылками пива, а к нам заходят за пакетиком», - сказал Сыммер.

Он говорит, что еще справляется с конкуренцией благодаря невероятным наценкам спекулянтов: «Каждый нормальный бухгалтер скажет, что такой маргинал нежизнеспособен. Однако мы можем противостоять, потому что мы не такие жадны. Мы терпеливые. Другое дело, насколько этого терпения хватит. Недвижимость магазина принадлежит нам, и ее нужно же как-то поддерживать. То есть работа в большей степени опирается на эмоции. Я отдаю себе отчет в том, что у меня три работника, которые мне очень доверяют и которых я не могу со дня выставить на улицу, но платить за бизнес я теперь не могу».

В магазин Сыммера заходят те любители пива, которые в иной ситуации скорее купили бы его из Латвии. Чаще всего они приходят сюда, если спекулянт из Латвии не вернулся вовремя. Сами они в Латвию не ходят, больше надеются на посредников.

«Если наши наценки около 20 процентов, то у посредников более 100 процентов. Например, двухлитровая бутылка пива стоит в Латвии 1,80 евро, а у нас – 4,20. Посредник продает ее в Каркси-Нуйа за четыре евро. На самом деле особой выгоды в этом нет», - сказал Сыммер.

Кроме магазина у Сыммера для покрытия недостачи от торговли алкоголем есть возможность предлагать услуги экскаватора, но и тут не все так хорошо: «Моя техника настолько тяжелая, что я должен вносить плату за использование дорог, введенную с нового года».

Плату за использование дорог Сыммер вносит по дням и по месяцам: смотрит прошлогодний график и решает, когда разумнее заплатить налог, чтобы точно вернуть его себе позже в виде заработанных денег. Свои услуги он предлагает нерегулярно, поэтому тема стала для него настоящей головной болью. В этом году он выезжал на шоссе на экскаваторе три раза и заплатил за это 90 евро. Кроме того, каждый год увеличивается акциз на топливо.

«Мы хотим очень быстро стать очень богатыми, с Тоомпеа как из рога изобилия сыплется очень много обещаний о том, как быстро мы будем развиваться. А я считаю, что мы не развиваемся, поскольку теперь многие мелкие предприниматели, как я, бросают лопаты в сарай и уезжают куда-то в другое место», - рассуждает Сыммер. 

Работающий в строительном бизнесе местный житель Койт Мяги в сентябре прошлого года вместе с другом спас закрывающийся магазин в Нурси. Его спутница жизни Кайа Саарв возглавила торговую точку.
Работающий в строительном бизнесе местный житель Койт Мяги в сентябре прошлого года вместе с другом спас закрывающийся магазин в Нурси. Его спутница жизни Кайа Саарв возглавила торговую точку. Фото: Tomi Saluveer / Lõuna-Eesti Postimees

Молодые люди подхватили захиревший магазин

Местные молодые люди к радости старого собственника взвалили на свои плечи умирающий магазин в Нурси Выруского уезда. Летом распространялись слухи, что собственник магазина со стажем Арво Тамм закрыл свой магазин, расположенный в Нурси на 12-м километре шоссе Выру-Валга. Сначала и новый уездный старейшина волости Рыуге Майлис Когер сказала Postimees, что магазин в Нурси закрыт.

В начале года Тамм выставил магазин на продажу, а в августе сообщил и о возможности взять торговую площадь в аренду. В сентябре появились интересующиеся. Работающие в строительном бизнесе представители местной молодежи Койт Мяги и Янек Няйде взяли магазин Тамма в свою фирму. В основном  магазином занимается сожительница Тамма Кайа Саарва.

По словам Мяги, особой мотивации у них не было, но они не хотели, чтобы закрылся магазин в их родной деревне: «Арво эта идея очень понравилась. Он не хотел оставить деревню без магазина, хотя понимал, что его содержание не имеет смысла».

Первые полгода были рискованными: «Поскольку мы получили магазин в тот момент, когда акцизы резко поднялись и началась зима, это на самом деле было неоправданно. Больше вложили собственных денег».

В то же время они учли, что в первые полгода прибыли не будет. Были даже мысли все же закрыть магазин, но остались при мнении, что магазин в деревне должен быть. Кроме того, для них это еще и хорошая возможность получить знания в области торговли.

Тамм не питает особых надежд по поводу предприимчивости Мяги и Хяйде, поскольку, по его словам, люди просто больше не ходят в этот магазин: «Люди идут мимо и всем своим видом показывают: мол, смотри, мы едем в Латвию». В то же время Тамму приятно, что у него есть причина прийти в магазин Нурси – в течение 25 лет он держит пекарню и до сих пор каждый день поставляет в старый магазин булочки.

По словам Мяги, от местных поступали разные отзывы: «Некоторым, кто возит алкоголь из Латвии, я как соринка к глазу. А нормальным людям все же приятно, что магазин сохранился». 

Регионы охватывает пьяное безумие

Торговцы южной Эстонии в унисон говорят, что несмотря на попытки правительства ограничить потребление алкоголя, местное население начало пить в разы больше, чем раньше.

Это говорят собственники магазинов как Вырумаа, Валгамаа и Вильяндмаа, так и Пярнумаа, утверждая, что влияние латвийского алкоралли достигает и северной Эстонии.

Анди Сыммер из Каркси-Нуйа припомнил рассказы местных: раньше я ходил в местный магазин, брал одну бутылку и вечером в доме был покой, а теперь, если съездишь в Латвию, то дома появляется упаковка или две, и рука сама тянется за новой и новой бутылкой: «Это сами люди говорили у нас в магазине. Они опечалены, что латвийскую водку невозможно выпить, ее слишком много».

Закрывший осенью два магазина и один бар в Вырумаа Арво Тамм отмечает, что перед ближайшими латвийскими магазинами среди машин с эстонскими номерами можно встретить лишь единичные латвийские номера: «Люди теперь убивают себя больше, чем раньше, поскольку в Латвии покупают намного больше алкоголя, чем покупали здесь. Пиво вполовину дешевле».

Также и держащая продуктовый магазин в Каркси-Нуйа Ану Ребане сравнивает доставку алкоголя из-за границы со сладким: «Это как оставить ребенка у вазы с конфетами: чем больше есть на столе, тем больше он съест».

Закрывшая магазины в Икла и Пярну-Яагупи предприниматель Эви Айдберг вспоминает, что когда алкоралли началось и она сама стояла у прилавка, у нее не купили ни одной бутылки: «Но так много пьяных людей я никогда раньше в деревне не видела».

Сыммер знает, что кроме распространения пьянства спекулянты начали вгонять местных жителей в долги: «Листок А4 полностью исписан фамилиями людей, и у некоторых долги уже доходят до 300 евро. Вы только представьте себе оборот и объем этого черного рынка!»

«Видение наших гениев по введению ограничения продаж алкоголя не работает в безграничной Европе. При высоких ценах каждый может начать делать водку дома. Это делали всегда, а теперь делают еще больше», - добавил Сыммер. 

Мелкий торговец: сделайте налоги ниже, чем в Латвии!

Представитель Союза мелких торговцев, держащий магазин в Вярска, Маргус Карро говорит, что содержание магазина на селе – это жертвенность и социальная работа.

Встречавшийся в начале января со спецкомиссией Рийгикогу Союз мелких торговцев Эстонии не услышал, по словам Карро, на общем совещании политиков и чиновников министерства ни одной идеи на будущее: как жить дальше, чтобы жизнь на селе окончательно не вымерла?

«Нас было трое и их человек 40-50, но лишь пара из них задали вопросы. Они спросили, на что вы надеялись, когда шли сюда?» - сказал Карро. Правда, он отметил, что атмосфера во время встречи была рабочая.

По словам Карро, они не получили ответа на вопрос, как государство собирается бороться с черным алкобизнесом на Юге Эстонии: «Это контрабанда в том смысле, что часть доставляемого сюда алкоголя и в Латвии не была обложена налогами. Это теневая экономика. Вышедший из-под контроля черный бизнес. Большая часть алкоголя приходит сюда без европейской маркировки. Возвращающийся из Европы в Эстонию грузовик загружают в Латвии упакованным алкоголем, все уже заранее заказано и оплачено. Он лишь доставляет до места».

Карро сказал, что он бы снизил акцизы на алкоголь и топливо чуть ниже латвийской ставки: «Пусть лучше латыши приезжают за покупками к нам, а не мы к ним!»

Комментарии (14)
Copy
Наверх