В Таллинне обсуждали изменения в России

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин.
Глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин. Фото: NATO

На конференции высокого уровня по внешней политике, посвященной Леннарту Мери, которая в выходные прошла в Таллинне, собрались эксперты, чтобы обменяться мыслями о России. По их мнению, если России не удастся обновиться, то соседнюю страну ожидает дальнейшая утрата влияния и значения. Однако о России по-прежнему много говорят, поскольку ее непредсказуемость вызывает опасения.


Глава московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин заявил, что в отношении современной России все чаще используется выражение «пост-», т.е. последующее: Россия является пост-сверхдержавой, которая больше не имеет большого влияния ни в Европе, ни в Азии.

«Впервые в истории России приходится иметь дело с сильным Китаем - с Китаем, который сильнее и динамичнее, чем Россия», - отметил Тренин. По его словам, Россия сейчас относится к категории третьих стран, куда входит, например, и Турция.

Глава болгарского Центра либеральной стратегии Иван Крастев отметил, что Россия призывает к многополярности в мире, при этом рискуя сама оказаться нерелевантной.

Однако российский аналитик австралийского происхождения Бобо Ло заявил, что в действительности будущее России зависит не от того, какие постимпериальные отношения ей удастся создать с США или Европой, а от потенциала для обновления и модернизации изнутри. «Самый большой риск для России – не развал, а просто медленная утрата значения и влияния», - сказал Ло.

Селеста Уолландер, которая занимается в Минобороны США политикой России, Украины и Евразии, объяснила, что американская так называемая политика reset в отношении России родилась на понимании того, что американо-российские отношения настолько зашли в тупик, что не получается сотрудничества даже в тех вопросах, где общие интересы бесспорны. Пришлось изменить общую атмосферу отношений, в том числе заверить Россию в том, что США не занимаются подрывом национальных интересов России.

При этом Уолландер отметила, что хотя Россия постоянно напоминает западному миру о международных обязательствах, мы недостаточно требовали их выполнения от России, например, в части Договора об обычных вооруженных силах в Европе, исполнение которого Россия «приостановила» в одностороннем порядке. Международное право не признает такую возможность.

Во-вторых, Россия не выполняет свои обязательства в рамках ОБСЕ. Москва обязалась признавать государственные границы и не менять их с применением силы, но в отношении Грузии это не так.

По оценке Уолландер, позиция нынешнего руководства России о том, что следует признать особые права России в ближайшем регионе, порождает трения между странами, поскольку их не признают даже те европейские страны, с которыми у России хорошие отношения. Такое отношение России не имеет смысла и не способствует решению значимых проблем России.

Уолландер считает, что Россия может снова обрести важное значение, но для этого необходима модернизация, а это означает, в частности, стратегию для привлечения иностранных инвестиций, а также эффективное управление, прозрачность и содействие верховенству закона.

В другом обсуждении, в котором приняли участие бывший вице-премьер России оппозиционный политик Борис Немцов, бывший экономический советник президента Путина Андрей Илларионов и другие критики нынешнего режима, прозвучал еще более пессимистический тон. Они признали, что возможно на предстоящих выборах не будет возможности выбора, а нынешнее руководство использует их для укрепления своей власти.
 

Комментарии
Copy
Наверх