Специалисты подсчитают ущерб от перелетных птиц

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Лаэнемаа перелетные птицы нанесли огромный урон ­засеян­ному дорогим овсом полю, так что никакая дотация не компенсирует нанесенный хуторянину Вяйно ущерб.
В Лаэнемаа перелетные птицы нанесли огромный урон ­засеян­ному дорогим овсом полю, так что никакая дотация не компенсирует нанесенный хуторянину Вяйно ущерб. Фото: Михкель Марипуу

Перелетные птицы уже покинули Эстонию, улетев к месту гнездований, так что сельчане могут подсчитать урон, которые нанесли птицы, кормившие­ся этой весной на полях.

«Казарки уже улетели, на западном побережье Эстонии их было около 140 000», — отметила биолог Департамента окружающей среды Майре Томинг.

В деревне Пуйсе, расположенной в национальном парке Матсалу, пересекаются интересы перелетных птиц и людей. Птицы, останавливаясь на кормежку, набираются сил для дальнего перелета на Север России. Люди озабочены иным — как вырастить на полях зерновые, а на лугах — клевер для силоса.

Живущая в деревне Пуйсе Мерике Лийвранд каждый год вынуждена мириться с перелетными птицами, поскольку ее поля и луга расположены относительно близко от моря.

«В этом году весна была поздняя, — говорит Лийвранд. — Птицы прилетели поздно и оставались недолго, но их было очень много. Прямо гусь на гусе. Таких больших стай в последние годы не было».

Как полагает Лийвранд, на ее землях нынешней весной останавливались где-то 5000-7000 птиц.

Мы идем с Мерике Лийвранд на луг, где птицы кормились с утра до вечера, а на ночь улетали к морю.

Хотя после недавних дождей на поле вновь пошел в рост клевер, но по желтым, смахивающим на кукурузу катышкам, хорошо видно, где останавливались птицы.

Птичьим пометом помечено все поле, с клевера, которым оно засеяно, объедены все листики. Лишь у кустов, куда птицы предпочитают не соваться, клевер продолжает набираться сил.

Один урожай пропал
«Поле словно после засухи, — говорит Лийвранд. — Конечно, растительность восстановится, но один урожай, считай, пропал».

По оценке Лийвранд, за две недели кормежки птицы нанесли урон на 7,5 гектара, засеянных зерновыми, и на 11 гектарах лугов.

Как объясняет Томинг, урон посевам оценивается по птичьему помету: если на одном квадратном метре до десяти катышков, то ущерб незначительный, если до 30 — значительный.
Томинг и Лийвранд отмеряют метры и начинают считать катышки.

Оценка ущерба производится в основном визуально, но если катышков не видно — например, их размыло дождем, — то приходится доверять данным, которые представляют владельцы земли. «Тут на квадратном метре около 70 катышков», — сообщает Майре Томинг, добавляя, что это свидетельствует о значительном уроне, нанесенном птицами посевам.

«Что поделаешь, приходится с этим мириться», — говорит Мерике Лийвранд, уже знающая по прежнему опыту, что компенсация по возмещению ущерба, нанесенного перелетными птицами, составит где-то примерно 20 тысяч крон.

Птицы ничего не боятся
Конечно, она не ждет, когда перелетные птицы уничтожат все посевы. Чем только она не отпугивает их, ставит огородные пугала, раскладывает на поле зеркала. «Ставлю пугала и шесты с тряпками. Пару дней птицы побаиваются, а потом вновь налетают. Ничего не боятся», — говорит, сокрушаясь, женщина.

Из Пуйсе наш путь лежит в деревню Аллика, где биологу предстоит оценить урон, нанесенный птицами полю, засеянному овсом.

«Их столько налетело, что от посевов ничего не осталось, лишь черная земля», — сетует Вяйно, по словам которого казарок ничем не отпугнуть, их не пугают ни машины на поле, ни пугала, ни железная ванна.

«Машины и пугала помогают дня три, а потом птицы привыкают и спокойно клюют посеянный овес, — добавляет Вяйно, изучая кучку помета. — Вы только взгляните — чистое зерно, они не успевают все переварить».

По словам Вяйно, дотация, на которую он может рассчитывать, не покроет затраты на покупку дорогих сертифицированных семян.

Птицы улетели, но сельчане еще долго будут подсчитывать урон, который ими нанесен. Осенью они должны будут передать в Департамент окружающей среды данные о размере полученного урожая, чтобы точно подсчитать убытки.

В конце сентября и начале октября птицы вновь вернутся, чтобы набраться сил перед обратной дорогой в дальние теплые края.

КОММЕНТАРИЙ

Tыну Taлви,
биолог
по охране природы Департамента окружающей среды

В общем можно сказать, что число ходатайств о возмещении ущерба осталось прежним, правда, площади увеличились. Средний размер возмещений остается в пределах пары десятков тысяч крон, но мы возмещаем только тот ущерб, которые нанесли, питаясь, птицы, но не ущерб от неурожая или наводнения.

В ходатайстве должно быть указано, что сделал крестьянин, чтобы предотвратить нанесение подобного ущерба. Есть, например, ветряные вертушки, флажки, муляжи хищных птиц, которые вешаются на лес­ку или на шесты. Самым обычным является работа пастушка. Все эти методы следует постоянно менять.

В последние пару весенних и осенних миграций птиц пути перелета птиц над Эстонией сместились с западной части страны в сторону Центральной и Восточной Эстонии. Главная причина в том, что основные крупные засеянные зерновыми поля находятся в Тартуском, Йыгеваском и Вируском уездах. Больше сообщений поступило о нанесении ущерба рапсовым полям, что, видимо, связано с тем, что рапс стали больше выращивать.

Западноэстонские утки и гуси стали смещаться назад, на луга морского побережья, поскольку их число и размеры восстанавливаются, там безопасно и спокойно. Это и основные места питания перелетных птиц.

Сейчас перелетные птицы почти все улетели. Зато пробудились от зимней спячки медведи, и начали поступать сообщения о том, что они разоряют ульи.  Всего таких сообщений около десяти, в основном из Центральной Эстонии.

Сообщений о ущербе, нанесенном волками и рысями поголовью овец, в этом году пока мало. Обычно они поступают в середине лета, когда взрослые волки начинают учить молодых волчат задирать животных. Похоже, что такого рода ущерб начинает сокращаться, поскольку мы возмещаем и расходы на его предупреждение.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх