На Чудском озере производят масштабные работы по очистке от сетей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Снимок иллюстративный
Снимок иллюстративный Фото: Прийт Симсон

В среду на Чудском озере начались работы по очистке, в ходе которых 17 судов извлекали из воды брошенные рыбаками мелкоячеистые сети. Уже в первый день из воды достали около 160 сетей.

В среду в 8.45 из порта Калласте Тартуского уезда выходит дюжина судов Инспекции по охране окружающей среды и пять рыбацких судов, на руках у них координаты мест, где они будут искать брошенные рыбаками мелкоячеистые сети.

Журналист и фотограф Postimees не учли того, что дороги в направлении на Причудье весьма извилистые и проложены в холмистой местности, и прибыли в порт этого небольшого города с некоторым опозданием.

«Ничего страшного», — говорит дожидавшийся нас главный инспектор, советник Инспекции окружающей среды Лыунаского ­регио­на Тынис Сааристе и рукой машет в том направлении, в котором ушли суда.

Запрыгиваем на судно, заводим мотор и отваливаем от портового причала.
В течение двух дней мужчинам предстоит прочесать всю южную часть Чудского озера. За северную часть они будут браться уже на следующей неделе.

«Места вылова сетей мы выбирали, исходя из наиболее активных зон зимней рыбалки», — сказал, опираясь на бортик катера, Тынис Сааристе.

Рыба и мусор
Специальным поисковым якорем тралят воды озера по ходу движения судна, собственно, так обычно и ведется поиск сетей.

Если на берегу царит полное безветрие и невыносимо жарко, то на воде нас охватывает приятная спасительная прохлада. Вечером мы почувствуем все последствия пребывания на столь интенсивном солнце, однако сидеть где-нибудь в офисе в такой по-летнему ­теп­лый день тоже было бы неверным решением.

Волны разбиваются о борт корабля, окатывая нас брызгами, и мы уже промокли с головы до ног. Чтобы удержать равновесие, хватаемся за поручни и пытаемся хоть как-то удержаться на ногах, привалившись к стенке.

Уже через полчаса судно обнаруживает первые сети. Рыбак Андрей Маспанов вытягивает из воды сеть. В нос ударяет жуткая вонь: в показавшейся над водой сети мы различаем месиво из гнилой рыбы и мусора.

Проще выбросить
Вообще-то, к неприятному запаху можно в конце концов привыкнуть, но даже после того, как рыбак Андрей Иванов ножом вырезал из сети металлические кольца и запихал сеть в черный мешок для мусора, зловоние никуда не испарилось, несмотря на свежий ветер, гуляющий на открытой воде.

Суда разбросаны по акватории. Расстояние между ними составляет около 700 ­мет­ров. С одного из судов сообщают, что и им повезло, тоже наткнулись на брошенную кем-то сеть.
Но почему эти сети вообще остаются в воде?

Все дело в том, что это дешевые сети, купить их можно в любом магазине, и если рыбак, который пользовался ими незаконно, не может по какой-то причине вытянуть их, он просто бросает такую сеть — ущерб невелик.

«По моему мнению, продавать сети следовало бы только на основании лицензии на лов рыбы или профессиональным рыбакам», — предлагает инспектор Сааристе один из вариантов.
О том, что ситуация плачевна, свидетельствует то обстоятельство, что за четыре года из Чудского озера было вытащено 1511 сетей. Какой ущерб наносят эти сети?

Если сеть продолжает оставаться в воде, то в нее продолжает попадать рыба, которая там и гибнет.
Но, может быть, ситуация меняется к лучшему? «Хотелось бы надеяться, — говорит Сааристе. — Дело в отношении, потому что к каждому рыбаку инспектора невозможно приставить».

По словам инспектора, не помогает также и т.н. соседский дозор, поскольку на Чудском озере ловят рыбу преимущественно рыбаки, работающие на рыболовецкое предприятие. Таким образом, рыбак, решившийся нарушить закон, берет рыбу не у рыбака, а у предприятия. Что не мотивирует сообщать о подобных фактах.

Телефон Тыниса Сааристе звонит непрерывно. Около 10 часов поступило сообщение, что выловили еще одну сеть, потом следующую.

Работа эта рутинная. Мы покачиваемся на волнах и ждем. Довольно быстро научились удерживать равновесие на борту. Вновь поступает очередное сообщение о выловленной сети, однако на это раз возникли проблемы: веревка лопнула и кошка пошла ко дну.

Наше судно спешит на помощь, и мы разыскиваем сеть. Тем временем судно уже подходит к деревне Нина.

Маспанов тащит из озера целую вереницу сетей. В одной из них вперемешку с разлагающейся рыбой мучается и живая рыба. Рыбные останки разложились почти полностью. Ветер вновь ударяет в нос зловонием — столь привычным и до боли знакомым для многих из тех, кто находится на судне.

За день выловили 160 сетей
К 11 часам выловлено уже около 30 таких зловонных сетей. «Это еще немного, — говорит Сааристе. — Однажды в прошлом году за один день выловили 165 сетей».

Он рассказывает, что в тот раз было обнаружено много новеньких сетей, но сегодня (в среду. — Ред.) все сети были уже в очень плохом ­сос­тоянии — значит, в воде они пролежали уже очень долго.

«По крайней мере, мы использовали погожие денечки и теперь душа наша спокойна, хоть поменьше будет в воде этого хлама», — сказал чиновник с надеждой.
По прошествии некоторого времени выяснилось, что в тот день были выловлены около 160 сетей, то есть почти столько же, сколько в прошлом году.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх