Арго Идеон: 1991 или 2011

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Арго Идеон.
Арго Идеон. Фото: Pm

Обычно я не читаю в вебе комментарии. Но когда статья с относительно простым построением удостаивается сотен комментариев, причем на удивление содержательных, нужно сделать исключение и внимательнее ознакомиться с обратной связью.

 Так произошло со статьей, в которой говорится, что, по мнению многих людей, 20 лет назад материальное положение их семей было лучше, чем сейчас.

Приходится согласиться со многими читателями, что сравнение обстановки 1991 года с ­
2011-м на основании статистики — довольно неблагодарное занятие, невзирая на предстоящий нынче юбилей восстановления независимости.

Если в конце
1990-х советская экономика по инерции застойного периода была еще относительно стабильной, то 1991 год оказался весьма сумбурным переходным годом — рост потребительского индекса в Эстонии составил 250 процентов. На следующий год уровень инфляции был больше 1000 процентов, после чего он стал резко падать.

Талоны, неуверенность, дефицит, кризис наличных денег и теневая экономика, крутившаяся вокруг финских марок, наверно, помогают лучше понять тогдашнюю жизнь, чем доступные сейчас цифры, показывающие, что пара носков в 1991 году стоила в среднем 5,51 рубля, а средняя зарплата в Эстонии тогда составляла 705 рублей.

В реальности этих носков могло просто не быть в магазинах. В то же время в прохладное время года босоногих сограждан без носков, безусловно, можно было встретить на улицах ничуть не больше, чем сейчас.

Как показали результаты опроса Emor, проведенного для составления осеннего Отчета о развитии человечества, 41 процент жителей Эстонии считает, что 20 лет назад материальное положение их семей было лучше нынешнего — все-таки это на удивление высокий показатель.

Не знаю, насколько точно респонденты постарались вспомнить ситуацию 20-летней давности — возможно, речь идет просто об общем настрое части людей, считающих прежнюю жизнь лучше.

Нынешние трудности отчетливее стоят у всех перед глазами, ведь мы только что пережили экономический кризис, и особенно сильно на настроении сказалась безработица — явление, которое даже в конце советского перио­да было нам почти незнакомо.

Расходы на жилье в то время были стабильно маленькими — по крайней мере, для тех привилегированных, которым общество давало квартиры. Многим элементарное существование было обеспечено более надежно, но и за эту малость приходилось, стоя в очереди, воевать с согражданами.

На самом деле, 1991 год как база для сравнения сомнителен еще и потому, что тогда общество было полно энтузиазма в отношении перемен, которые казались такими новыми и интересными.

Растущая свобода во многом компенсировала материальные трудности, и в этом смысле это был очень оптимистичный период. Если бы мы стали сравнивать нынешнее положение, например, с 1986 годом, когда застой достиг своего пика, возможно, мы получили бы совсем другие результаты.

Комментарии
Copy
Наверх