Триумф Эрдогана омрачают мелочи

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Эрдоган и Ататюрк: премьер-министр Турции в головном офисе своей партии в Анкаре.
Эрдоган и Ататюрк: премьер-министр Турции в головном офисе своей партии в Анкаре. Фото: Reuters/ScanPix

Партия справедливости и развития (ПСР), которая, как и ожидалось, одержала на выборах в Турции победу с большим преимуществом, не смогла все-таки добиться необходимого большинства в парламенте, позволяющего изменить Конституцию без народного голосования и поддержки других партий.

Тем не менее после обнародования результатов голосования премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган вышел к народу гордым победителем. «Каждый второй человек проголосовал за меня», — сказал он с балкона своим сторонникам, сообщает Die Welt.

Эрдоган, который руководил правительством с 2002 года, помимо соотечественников поприветствовал также египтян, палестинцев и ливанцев, сказав, что победа ПСР — это и их победа. Этим он указал на новую внешнеполитическую доктрину Анкары, цель которой — восстановление роли Турции как регионального лидера в соседних арабских странах.

Партия исламистского толка ПСР собрала позавчера 49,9 процента голосов. Столь мощного результата отдельным турецким партиям в последний раз удавалось добиться в 1970-е. Теперь союзники Эрдогана получат 326 мест в парламенте, в который входят 550 депутатов.

Сотрудничая с другими
Однако чтобы изменить Конституцию Турции без поддержки других партий — изменение Конституции, принятой в период после переворота 1980 года, было одним из главных предвыборных обещаний ПСР, — партии необходимо как минимум 330 мест.

Еще больше Партии справедливости и развития не хватило до большинства двух третей, то есть 367 мест, которое позволило бы им изменить Основной закон без проведения референдума. То что партии не удалось дотянуть до большинства, значит, что укрепившие свое влияние оппозиционные партии потребуют у ПСР возможности участвовать в разработке новой Конституции.

Эрдоган, как он сам заявил, готов к этому. Он сказал, что избиратели четко выразили свое желание — новый Основной закон следует составить в сотрудничестве с другими силами. Премьер-министр добавил, что они обязательно переговорят также с партиями, не представленными в парламенте.

Второй на выборах стала давнишняя Народно-республиканская партия (НРП), которая набрала 25,9 процента голосов. Несмотря на то что НРП, следующая идеологии основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, получила лучший за 30 лет своего существования результат, некоторые турецкие газеты написали, что эта партия приняла самое большое поражение.

Главное препятствие
Курдский блок (BGMZ) на выборах получил голосов не больше, чем прежде, зато он получил значительно больше парламентских мест. Баллоти­ровавшиеся в этом списке не­зависимые кандидаты получили 36 мандатов — в новом парламенте они сформируют отдельную фракцию.

Новые курдские парламентарии, вероятно, будут заниматься решением конфликтов на юго-востоке Турции, заселенной в основном курдами.

Еще во время первого должностного срока премьер-министр Эрдоган пообещал сгладить напряженность между курдским меньшинством и центральной властью, однако ничего не предпринял для этого. Турецкие суды сажали курдов в тюрьму за малейшее проявление сепаратистского настроя, а турецкая армия продолжала нападки на позиции Рабочей партии Курдистана.

Крайняя правая партия «Националистическое движение», вокруг которой перед выборами разразились секс-скандалы, получила 13 процентов голосов, и именно выигранные ими и курдами места стали главным препятствием для получения необходимых Эрдогану 300 мандатов.

Профессор стамбульского университета Bahcesehir Чен­гиз Актар сказал ВВС, что бу­дущее покажет, готов ли Эр­доган к сотрудничеству с другими, или он пойдет своим путем и навяжет Турции свои идеи.

В последнем случае, по словам профессора, Турцию ждут трудные времена.
Как считают критики Эрдогана, для Турции лучше, что Партия справедливости и развития не смогла добиться в парламенте максимального большинства.

Новая Конституция, га­ран­тирующая гражданам больше свобод, чем прежде, помо­жет Турции продолжить застопорившиеся переговоры с Европейским Союзом по при­соединению. Правда, на фоне быстрого роста экономики и регионального влияния энтузиазм турков в вопросе вступления в ЕС заметно угас.

Комментарии
Copy
Наверх