Аннели Аммас: oчень личная, но обычная история

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Аннели Аммас.
Аннели Аммас. Фото: Pm

Вдетстве одним из моих любимых занятий было рассматривание старого альбома с фотографиями, в том числе и с похорон. На очень четком черно-белом снимке в гробу лежит 19-летний молодой человек с тонким, почти прозрачным лицом — это мой дядя, Карл.

 Эти фотографии были сделаны в 1948 году, и рядом с гробом стоит вся в черном мать Карла, отец и две 9-летних сестры. Это были последние снимки, на которых семья была запечатлена еще вместе.

Как завороженная, я рассматривала эти снимки и думала, что все могло сложиться по-другому, если бы дядя Карл остался жив, и я могла бы его узнать. Каждую весну в день рождения Карла бабушка приносила из магазина торт.

Историю Карла пересказывали как легенду, обрывки которой я сумела собрать для себя воедино только спустя годы, когда бабушки уже не было в живых.

Война только закончилась, когда в последний день мая 16-летний Карл и его друг Калев вы­ехали на автобусе из Тарту. Их путь лежал к одному из пристанищ знакомых лесных братьев. В их мешке были полученные от друга Антса ружья.

Проезжавшая мимо женщина на повозке взялась подвезти парней. Они сели в задней части телеги, а мешок с ружьями положили на пол. Вдруг в какой-то момент женщина пощупала лежащий за спиной мешок, но ничего не сказала. Парни слезли с телеги и стали дожидаться вечера на сеновале.

Когда наступила темнота, там их и схватили. Возможно, что та самая женщина на повозке и указала на след парней тем, кто за ними охотился. Можно догадаться, что последовало дальше: мальчишек осудили и на четыре года отправили на Белое море строить порт.

Два года спустя в годовщину Октябрьской революции Сталин объявил амнистию, и парни смогли вернуться домой.

Однако у Карла были слабые легкие, и он вернуться не мог. Мать Карла, моя бабушка, договорилась с одной знакомой, которая знала русский язык, побыть в роли переводчика и отправилась в одну из самых длительных в своей жизни поездок — за смертельно больным сыном.

Так получилось, что даже будучи больным туберкулезом, Карлу посчастливилось еще немного пожить дома и умереть в родных стенах. С учетом происходящих событий в то жуткое время — это было настоящее везение. У Калева и Антса, которых тоже тогда арестовали, все сложилось еще лучше: они вернулись и прожили долгую жизнь.

Через многие годы я разыскала Калева и Антса: один вспоминал о былых испытаниях с нотками легкой бравады, другой предпочел бы вовсе забыть об этих ужасах. Но то, что они рассказали, мне было очень важно услышать.

От них я узнала и то, что у 16-летнего Карла была девушка — тогда это еще не было таким распространенным явлением, как сейчас.

Но Карл и Антс не знали о дальнейшей судьбе этой девушки. Если она еще жива, то вдруг у нее сохранилось какое-нибудь письмо Карла из тюрьмы? В те страшные годы бабушка уничтожила все письма, которые Карл, а позднее и дедушка Альфред присылали из лагеря. Если бывшая невеста Карла вдруг прочтет эти строки, мне бы очень хотелось связаться с ней.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх