Один из аргументов перехода на евро сводился к стабильности, обеспечиваемой единой валютой. Однако, как утверждают лекторы Henley Business School, евро может подорвать прежние достижения Эстонии в экспорте.
Эксперты: евро может затормозить экспорт
Эстонский экспорт оправляется после кризиса, в апреле его объем вырос по сравнению с прошлогодними показателями на 60%. До сих пор главным преимуществом эстонской продукции была низкая цена.
Введение евро в странах ЕС повсеместно привело к удорожанию, Эстония тоже не избежала этого. Следовательно, наше ценовое преимущество уходит.
«Зависимость от субподряда означает, что кто-нибудь всегда может аннулировать заказ», — прокомментировал положение эстонского экспорта лектор Henley Business School Джефф Калландер, выступивший во вторник в Таллинне на конференции по экономике. «Всегда можно найти кого-то, кто производит товар дешевле», — заметил он.
Примеры из жизни
В мире производится множество товаров широкого потребления, которые стоят недорого и прибыль от их реализации невысока. Сейчас фирмы Эстонии в основном сосредоточены на таком производстве.
«Если предприятия Эстонии хотят продвигаться вперед по шкале ценностей, им надо определиться с другими аргументами», — считает лектор Henley Business
School Дэвид Рис.
Дополнительные преимущества, предлагаемые фирмами, могут быть совсем простыми. Например, Skype, у которого немало конкурентов, предлагает уже не просто средство коммуникации, но чувство уверенности, что необходимые звонки будут сделаны.
И если выбирать, открыть завод электроники в Эстонии или в Малайзии, то, по словам Калландера, решение оказалось бы скорее в пользу Эстонии.
Но совсем не из-за низких здешних цен, а потому, что в Эстонии интеллектуальная собственность защищена лучше.
Эстонские предприятия нередко даже не догадываются, что чувство защищенности, предлагаемое здешней культурой труда и прозрачной коммерческой средой, может быть дополнительным преимуществом.
Мелочи важны
«Каждая мелочь может быть существенной. Например, отвечают ли в фирме на каждый телефонный звонок или выписывают ли там счета, которые понятны людям. Эти и другие мелочи могут обеспечить фирме успех», — говорит Калландер.
Соучредитель предприятия Red Ochre, развивающего социальное предпринимательство, Роберт Фостер утверждает, что для создания новых решений вовсе не нужны специальные лаборатории, оснащенные сложным оборудованием. Достаточно думающих людей, которые склонны к поиску решений. Для продуцирования идей, по словам Риса, в Эстонии нет никаких препятствий.
Рис сказал, что уже несколько лет не бывал в Эстонии. «Подобный прогресс производит впечатление. Только ради производства дешевой электроники сюда не стали бы вкладывать столь крупные инвестиции».