Лаура Кирсс: Политика в сфере образования

, аналитик центра политических исследований Praxis
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Лаура Кирсс
Лаура Кирсс Фото: Erakogu

Анализ программы правительства в части образования показывает, что очень больших изменений в сис­теме образования не предвидится, хотя, с другой стороны, это указывает на стабильность в реализации политики правительства, пишет аналитик цент­ра Praxis Лаура Кирсс.
 

Накануне выборов Рийгикогу центр политических исследований Praxis изучил предвыборные обещания политических  партий.

Теперь, когда коалиционное правительство Партии реформ и Союза Отечества и Res Publica утвердило программу деятельности правительства на 2011-2015 годы, Praxis проанализировал, какие же предвыборные обещания вошли в программу, а какие нет и что можно выделить в качестве приоритетов деятельности правительства.

Прежде всего рассмотрим раздел, посвященный образовательной политике.  

Этот раздел достаточно объемен. С одной стороны, отрадно, что правительство понимает всю важность политики в сфере образования, уделяя ей в своей программе существенное внимание. Однако, с другой стороны, объемность этого раздела в некоторой степени достигнута искусственно.

А именно: значительная часть обещаний опирается на деятельность, которая уже осуществляется сегодня в области образования, или на продолжение этой деятельности. Многие обещания сформулированы нечетко, что затрудняет возможность проследить за их выполнением.

Из тех мероприятий, которые уже проводятся, можно назвать выплату стартового пособия учителям, создание мест в детских садах, переход гимназий с русским языком обучения на эстонский язык, бесплатное обучение эстонскому языку, развитие инфраструктуры профтехучилищ, поддержку популяризации науки и продолжение программ, созданных при поддержке средств из структурных фондов.
Кроме того, выполнение многих обещаний было заранее известно, например, создание Эстонского научного агентства в 2012 году уже внесено в Закон об организации фундаментально-прикладной научной деятельности; международный бакалавриат в учебных заведениях, перечисленных в обещаниях, уже предлагается или вскоре будет предложен. Запущено также создание ИТ-академии.

Положительно, что в коалиционном соглашении есть обещания, направленные на реализацию долгожданных решений. Так, в коалиционном соглашении записано обязательство запустить с 1 января 2015 года систему студенческих стипендий, основанную на учете потребностей. Кроме того, обещано повысить государственные стипендии, назначаемые с учетом успеваемости, и отменить специальную налоговую льготу на уровневое обучение взрослых.

Самые важные изменения правительство обещает в сфере высшего образования — кроме значительного расширения бесплатного высшего образования и улучшения схем поддержки студентов правительство хочет предоставить магист­рантам большую свободу при составлении учебной программы и укрепить социальные гарантии докторантов (вместо стипендии зарплата младшего научного сотрудника).

Одним из самых заметных тезисов программы является вопрос зарплат учителей, вернее, отсутствие этой темы. Если в предвыборных обещаниях необходимость повышения зарплат учителей подчеркивали обе правительственные партии (IRL выступила с конкретным обещанием повысить к 2014 году зарплату младшим педагогам до уровня средней зарплаты в Эстонии), то в ходе коалиционных переговоров и составления программы они от этого отказались.

Хотя в программу и вошло положение, что учителями должны становиться лучшие выпускники средней школы, однако в качестве механизмов, приводящих к такой цели, партии рассматривают подготовку учителя в университетах на базе школ с педагогической практикой, а также действенный выбор профессии. Кроме того, планируется продолжать такие эффективные в прошлом меры, как выплата стартового пособия учителям и поддержка программы «Молодежь — в школу!».

Повышение конкурентоспособности зарплаты учителей было полностью исключено из программы. Весьма сомнительно, смогут ли эти меры существенно повлиять на решения выпускников школ.
Однако интересно, что в программе содержится еще одно касающееся зарплаты учителей положение, которого раньше не было в предвыборных обещаниях партий. А именно: правительство обещает расширить выплату 30-процентной надбавки к зарплате учителям, преподающим предметы на эстонском языке в Ида-Вирумаа. Речь идет о пункте государственной программы развития Ида-Вирумаа на 2012-2014 годы.

В сфере дошкольного и основного образования, в отличие от предвыборных обещаний, отказались от необходимости обеспечения школьным транспортом. Если одно из обещаний IRL заключалось в том, чтобы в сотрудничестве с местными самоуправлениями гарантировать в разумных пределах всем учащимся сельских начальных и основных школ транспорт для доставки в школу, то сегодня на уровне правительства таких обещаний больше не дают.

В стороне осталось и обещание предоставления школам возможнос­ти брать на работу вспомогательных учителей, которое в предвыборной программе IRL трактовалось как мера по уменьшению рабочей нагрузки учителей. Правительство также отказалось от грандиозного проекта IRL по э-образованию — вместо этого обещают расширить возможности э-школы и реализовать обещанную э-гимназию.

Хотя нынешний министр образования и науки открыто указал на неэффективность системы образования и на то, что упорядочение школьной сети позволило бы высвободить дополнительные ресурсы, в правительственной программе таких мероприятий не прописано. Досадно, что программа не подчеркивает необходимость упорядочения школьной сети.

Из предвыборных обещаний в сфере высшего образования в правительственную программу не вошли многие существенные обещания. Так, например, предвыборная программа Партии реформ содержала обещание отложить воинскую обязанность до окончания номинального срока учебы, но в программе правительства соответствующего пункта не оказалось. Вероятно, препятствием послужили консервативные позиции IRL в части государственной обороны.

Партия реформ обещала своим избирателям повышение суммы образовательного кредита, а также то, что «государственный заказ поступит в университет в виде стипендий, покрывающих реальную стоимость учебного места». Нынешняя программа правительства больше не содержит этих аспектов. IRL, в свою очередь, должна была оставить в стороне обещания повышения количества выпускников в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Программа деятельности правительства является результатом переговоров двух партий. Однако интересно, что в программу попали пункты, которые ни одна из партий не выделяла в своей предвыборной программе.
Так, заслуживает внимания пункт, обещающий создавать в профтехучилищах дополнительные возможности для приема учащихся. Несмотря на то, что, по сравнению со многими европейскими странами, в профобразовании в настоящий момент занята слишком малая доля учащихся, тенденции роста интереса к профобразованию не замечено. Напротив, в связи с нехваткой учащихся в средних школах доля тех, кто после основной школы идет в профшколы, уменьшается. Возникает вопрос об обоснованности этого обещания.

В общем образовании как новая тема выделяется мера, предложенная для повышения качества образования: право Министерства образования и науки оценивать компетентность руководителей школ, в том числе намерение на государственном уровне разработать и внедрить модель оценивания результативного управления руководителей учебных заведений и улучшения учебной среды в приоритетных сферах (естественные предметы, математика, технология).

Самые большие изменения правительство наметило в сфере высшего образования. В 2012-2014 годах планируется повысить на 40% государственный образовательный заказ по учебным программам на эстонском языке в публично-правовых университетах и прикладных высших учебных заведениях и тем самым обеспечить бесплатное обучение 12 500 студентам. Говорится также и об изменении распределения заказа на обучение.

На первый взгляд, это обещание может порадовать многих будущих студентов, однако поднимает и целый ряд вопросов. Во-первых, достаточно ли у нас кандидатов в студенты, которыми можно заполнить бюджетные места.

Согласно прогнозам Министерства образования и науки, в 2012 году среднюю школу закончат 8330 учащихся. Учитывая, что в 2010 году 71% госзаказа на высшее образование (весь госзаказ на обучение составлял 9067 мест) был направлен на первую ступень высшего образования, в 2012 году на бесплатные учебные места должно поступить около 8900 студентов бакалавриата, прикладного высшего образования или интегрированного обучения.

В 2014 году, когда, согласно прог­нозам, количество выпускников средней школы сократится до 7100 учащихся, количество поступающих уменьшится на 1700 человек.
Даже с учетом того, что в вузы поступает кроме только что окончивших среднюю школу также некоторое количество выпускников проф­техучилищ и людей, получивших среднее образование ранее, проблема заполнения учебных мест высшего образования всячески обоснована. Учитывая, что речь идет об учебных программах на эстонском языке, мы не можем предложить бесплатные места иностранным студентам.

Кроме того, из анализа обещаний можно сделать вывод, что госзаказ на обучение не увеличивается пропорционально на всех специальностях, в связи с чем возникает вопрос, по каким специальностям государство предусматривает значительный рост работников с высшим образованием. До сих пор приоритетом госзаказа на обучение были технические специальности и связанные с естественными науками, платные же места предлагались, скорее, в сфере социальных наук, бизнеса и управления.

В-третьих, высшие учебные заведения Эстонии долгое время ссылались на недостаточное государственное финансирование. Финансовые затруднения являлись одной из причин распространения платного обучения. Однако расширению высшего образования сопутствует проблема качества высшего образования. При повышении объемов заказа на обучение и неизменности стоимости учебного места сохраняется опасность, что существующие проблемы качества усугубятся.

В ходе анализа программы деятельности правительства в целом можно отметить, что почти все запланированные в образовательной политике действия можно реализовать в рамках существующих стратегий или продолжающихся стратегий, и только отдельные действия требуют изменения сегод­няшних правовых актов.

С одной стороны, это указывает на то, что очень больших по содержанию изменений в системе образования не ожидается. С другой стороны, последовательность и стабильность в политике является признаком ее зрелого формирования и важности оговоренных в стратегии целей.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх